Земля и ее улучшения — все то, что объединяется понятием «недвижимость», составляет главный природно-хозяйственный ресурс города, включающий огромный капитал, созданный трудом многих поколений, и не только вещественный, но исторический и духовный.
Предметом управления земельными ресурсами в городах являются процессы использования земли для различных сфер жизнедеятельности (социальная, жилая, промышленная и т. д.), учитывающие следующие особенности:
пространственную ограниченность территории; территориальное совмещение производственных объектов со средой постоянного обитания населения, что повышает требования к состоянию земель, обеспечению безопасности проживания людей, поддержанию в технически безопасном состоянии инженерных сооружений и коммуникаций;
высокую плотность размещения искусственных объектов недвижимости;
исключительное разнообразие строений — от крупных уникальных зданий и больших промышленных комплексов до гаражей и трансформаторных подстанций;
наличие культурно-исторических и архитектурных объектов недвижимости, накладывающее ограничения на их использование.
Исходя из этих особенностей, важнейшими направлениями государственной земельной политики в городах являются:
разработка критериев эффективности землепользования и землевладения;
упрощение и удешевление системы учета и регистрации прав на землю и недвижимое имущество;
обеспечение надежности и оперативности контроля за состоянием и использованием земель;
регулирование арендных отношений и других форм землепользования;
рациональное определение ставок земельного налога;
мониторинг рынка недвижимости и его информационное обеспечение;
информационное обеспечение запросов органов власти и управления.
Наличие большого числа объектов управления (земельных участков), явлений и процессов в их использовании повышает значимость управления земельными ресурсами.
Объектом управления может быть земельный участок, на котором осуществляют обособленный процесс использования земли одним хозяйствующим субъектом. Использование земель в пределах городов обеспечивает многообразие потребностей его жителей, поэтому оно отличается большим числом направлений управления.
К основным направлениям использования земель в городах, подлежащих управлению, относятся:
4. Территориальная организация процесса использования земли.
5. Информационное обеспечение процесса использования земель.
6. Установление правового статуса земельных участков (собственность, пользование, аренда, ограничения, обременения).
7. Определение видов использования земли на основе ее природного и экономического состояния.
При формировании цели управления важное значение имеют взаимоотношения между его объектами и субъектами. При наличии одного объекта (территории города) существует несколько субъектов управления. Это связано с правовым и хозяйственным статусом объекта. К числу субъектов управления относятся: Российская Федерация и ее уполномоченные органы; субъект Федерации и его уполномоченные органы; местное самоуправление и его уполномоченные органы.