Первичным системообразующим элементом государственно-управляющего воздействия на общество является государственный орган.
Государственный орган (англ. State body; от греч. огganization — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном (официальном, юридическом) порядке образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствий со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).
Государственным органом может быть одно должностное лицо (институт президента) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.
Сущность государственного органа, его характер можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов: политического (государственно-властный характер); социологического (предназначение решать общезначимые дела, задачи, ориентация на потребности и интересы социума); юридического (принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность); административно-управленческого (выполняет функции, стоящие перед государством на определенном участке руководства обществом в безусловном, императивном порядке, наделяется для этого необходимыми средствами).
|
|
Что означает установленный порядок образования государственного органа?
Это означает, что любой госорган имеет правовую, законодательную основу, получает соответствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, после принятия об этом органе Положения, утвержденного Указом Президента РФ, главой администрации и т. Д.
В Положении — нормативном, основополагающем учредительном те _ устанавливаются задачи, обозначаются специальная компетенция, функции и полномочия, т. е. в целом то, что должен и может осуществлять госорган, оправдывая свое предназначение.
Госорган наделен государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера. Внешние регулируют его связи с другими органами по горизонтали и вертикали власти, с обществом, зарубежными структурами и т. д. Внутренние полномочия регулируют деятельность внутри своей организации (прием на работу, руководство конкретными подразделениями, кадровым, материально-техническим, финансовым обеспечением и др.). Госорган принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность. Его правовой статус состоит из трех блоков: целевого, организационно-структурного и компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности.
|
|
Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация». Организация — это совокупность людей, их коллектив; организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Поэтому орган — это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.
Государственно-управляющее воздействие на общество реализуется только через совокупность государственных органов, а" само государство выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм составляющих ее субъектов управления.
Государственные органы — это совокупность всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной власти, а также органы государственного управления, которые создаются как рабочий механизм представительной, исполнительной и судебной власти — государственный аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию и функционирование.
Все субъекты управления обладают рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управления;
— выражает интересы определенной социальной общности — народа, класса, социальной группы и т.д. Иерархия интересов, отражающая целостность общества, реально претворяется в жизнь сложной системой субъектов госуправления, преодолевающих возможные противоречия (и существующие) во имя достижения общезначимых Социальных целей;
— является системно организованным, в этом качестве ему Свойственны черты любой социальной системы, прежде всего корреляции структуре, функциях, деятельности — как неизбежный ответ на изменения объекта управления;
— имеет присущие ему определенные, отражающие общесистемное разделение труда функции, но во всех случаях выполняет в том или ином наборе такие управленческие функции, как прогнозирование, планирование, организацию, регулирование, контроль;
— обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный (структурный) компонент;
— занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.
Будучи во многом схожими между собой, субъекты управления довольно существенно различаются по формам построения, степени юридического основания, по сочетанию принципов коллегиальности и единоначалия, профессиональных и общественных начал, выборности и назначения на должности, по методам и формам деятельности, пределам ее регламентации. Перечисленные различия обусловливают специфику государственных организаций. Познание специфики, особенностей субъектов управления позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дублирования воздействия множества субъектов по отношению к одному и тому же объекту.
Заключая вопрос о видах организационно-правовых форм исполнительной власти, отметим, что правовой статус госоргана предполагает ответы на следующие вопросы:
1) органом какого именно государства, государственного образования выступает данная структура;
2) к какому виду организационно-правовых форм по основному содержанию своей деятельности относится данный орган;
3 кто этот орган учреждает, образует, формирует его руководящий и весь личный состав;
|
|
4) кому орган подчинен, подотчетен, поднадзорен, подконтролен и перед кем ответственен;
5) кто вправе отменять, приостанавливать, изменять или опротестовать его акты;
6) какова компетенция данного органа;
7) кто ему подотчетен;
8 какова юридическая сила актов данного органа, каковы официальные их наименования;
9) какими государственными символами орган вправе пользоваться;
10) каковы источники финансирования органа;
11) обладает ли он правами юридического лица?
7.2. Организационно-структурное построение государственного органа
Если мы говорим о структуре системы государственного управления, то употребляем термин — институционально-структурное построение как совокупность и связи институций — органов госуправления. Если мы говорим о структуре отдельного госоргана, то употребляем термин — организационно-структурное построение как совокупность подразделений и связи между ними внутри органа управления.
Каждая структурная единица — отпечаток целого и в то же время относительно самоуправляемая, автономная, организационно-оформленная инстанция со своей компетенцией, предопределенной правовым актом.
Исходным структурообразующим фактором является функция, ее
содержание.
Функциональный подход — определяющий для структурного оформления управляющей системы в целом и для отдельной публичной службы.
Каждый государственный орган имеет название, в котором четко ' видна основная, общественно необходимая функция, т. е. тот процесс [ управляющего воздействия, который этот орган призван осуществлять в бесспорном, безусловном, непрерывном порядке. И каждое подразделение госоргана — это процессуальная инстанция административного производства по исполнению юридически организованных и значимых действий, совершаемых в соответствии с установленными. Для него функциями и полномочиями в части реализации компетенции по подготовке или принятию правовых актов госоргана.
Главная направленность организационных реформ исполнительной власти — приведение организационной структуры аппарата;:полное соответствие с объективно необходимыми функциями. Суть этих реформ — меры по сокращению звенности («этажей») управления, укрупнение низовых и центральных органов управления, ограни-? Чение числа занятых в управлении. Успех реформ зависит от многих Факторов, внешних и внутренних: материальных ресурсов, техники Управления, технологий, уровня подготовки персонала, организации труда, стиля управления, степени вовлечения граждан в управление — ^е это ресурсы совершенствования системы управления, ее упорядочения, организации.
|
|
Организация (фр. organisation) как понятие употребляется в двух смыслах. В одном случае оно фиксирует статичную закономерность системы - упорядоченное устройство, объединение чего-либо, кого-либо в одно целое; коллектив людей, объединенных общей программой (целью, задачей), государственное объединение, общественное, партийное и т. п. учреждение.
В другом случае понятие «организация» фиксирует динамичную закономерность системы как характеристику процесса функционирования учреждения (объединения) — внутреннюю упорядоченность действий, согласованное взаимодействие всех участников процесса для достижения общих целей.
В том и другом случае ключевым словом, синонимом «организации» является «упорядоченность» — структуры (внутреннего устройства) или/и процесса, действия.
Среди многообразия существующих определений понятия «структура органа управления» выделяются две основные группы. Одну из них составляют определения, трактующие структуру как совокупность внутренних структурных подразделений управления, которые наделены соответствующей компетенцией.
Другую группу составляют определения, которые включают в структуру не только состав структурных подразделений, но и совокупность взаимосвязей, взаимоотношений этих подразделений. Это, на наш взгляд, более обоснованный подход. Он позволяет при анализе структуры органа управления учитывать:
1) состав его структурных подразделений, их место и функции в системе управления;
2) систему структурных связей, функциональных, коммуникативных, информационных;
3) порядок распределения между подразделениями компетенции, полномочий, ответственности.
Организационная структура (или структура органа власти) является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, устойчивой схемой распределения ее целей, задач и функций.
В составе структурных подразделений можно выделить: руководство, функциональные подразделения и обслуживающие подразделения.
Руководство осуществляет ориентирующие функции, т. е.:
• устанавливает направление для функциональных и обеспечивающих подразделений;
• обеспечивает общее комплексное (по всем вопросам без исключения) управление всеми структурными подразделениями, а значит, и объекта в целом. Оно может быть, как известно, единоличным и коллегиальным;
• устанавливает соотношение полномочий различных должностей, при этом руководство производит деление функциональных подразделений на более мелкие организационные подразделения,
чтобы эффективнее организовать работу;
• определяет должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручает их выполнение конкретным
липам.
Первичным элементом в структуре организации является должность.
Структура организации госоргана управления — это упорядоченная совокупность составляющих его подразделений, выполняющих конкретные функции и полномочия в рамках юридически установленной для них компетенции. Другими словами, структуры органов исполнительной власти порождаются их целями и общими функциями, с тем чтобы эти общие функции конкретизировались и персонифицировались в функциях отдельных органов, структурных подразделений, должностей.
Взаимосвязь задач и функций и различных структурных подразделений учреждения можно проследить на схеме:
В предметно-замкнутых структурах административного органа необходимо так организовать работу, чтобы соответствующее подразделение имело право решить вопрос до конца или, самое меньшее, взять на себя контакты с другими подразделениями, участвующими в решении дела.
Согласно классической теории организации структура госоргана Должна разрабатываться сверху вниз, от центра принятия решений, ^начале руководители органа должны осуществить его разделение на сферы деятельности, затем перед ними стоит задача проанализировать совокупность необходимых функций, а потом составить конкретный план формирования организационной структуры. Последовательность разработки структуры такова:
1) орган делится на широкие блоки подразделений по горизонта ли в соответствии с важнейшими направлениями деятельности по реализации его стратегии;
2) устанавливается соотношение полномочий различных должностей. При этом руководство производит дальнейшее деление на более мелкие организационные звенья, чтобы эффективнее использовать
специализацию и избежать перегрузки руководства;
3) определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручается их выполнение конкретным лицам.
Организационная структура не является застывшей формой. К процессу изменения организационных структур и их кадрового состава следует относиться как к реорганизации, которая происходит эволюционно, на основе обеспечения преемственности и внедрения новых технологий управления. Важно найти оптимальную органическую (адаптивную) структуру.
Теперь целесообразно затронуть проблему упрощения структур с целью сделать их более горизонтальными. Обычно это делается пу-, тем изменения названий подразделений, что является терминологической маскировкой.
К примеру, в одном государственном учреждении было 73 работника в 9 отделах. После модернизации структуры число работников сократилось до 63, а количество отделов — до 5. Зато кроме отделов возникло 5 постоянных групп, каждая из которых получила руководителя. Словом, после реорганизации раздробленность структуры стала больше, чем была. Маскировкой прогрессирующего раздробления стали слова «группа» или «сектор», введенные вместо слова «отдел». В другом учреждении провели объединение некоторых отделов, но ввели постоянные группы, назначив в каждую из них руководителя, названного инспектором.
В ноябре 1995г. постановлением Правительства РФ «О структур6 центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» установлено, что численность департамента не может быть меньше 35 должностных единиц, управления —.не менее 20 единиц, отдела — не менее 10 единиц; число ведущих государственных должностей не должно превышать 10%, старших — 40% общей численности, штатная численность отдела — первичного подразделения не может быть менее 5 единиц.