Российский рынок корпоративных информационных систем

Формирование российского рынка ПО для управления предприятиями можно отнести к началу 90-х годов, когда на рынке появились первые коммерческие разработки российских софтверных фирм и решения зарубежных компаний, предназначенные для комплексного управления ресурсами предприятий. Подобные системы получили название - корпоративные информационные системы (КИС) Развитие бизнеса и связанное с ним повышение уровня информатизации российских предприятий ставят задачу выбора оптимальной корпоративной системы, автоматизирующей необходимые функции и бизнес процессы. Выбор и внедрение информационной системы часто требует реорганизации (реинжиниринга) бизнес процессов и системы управления. В связи с этим особую значимость для заказчиков и пользователей ИС приобретает информация о представленных на рынке корпоративных информационных системах.

Практика внедрения корпоративных систем на российских предприятиях в течение последних десяти лет выявила ряд факторов, которые необходимо учитывать при выборе поставщика. К ним относятся:

- полнота функциональных возможностей;

- уровень реализации функциональных модулей;

- стоимость и продолжительность внедрения;

- влияние системы на бизнес процессы предприятия;

- эффективность использования системы на предприятии.

Изучение этих факторов затрудняется тем, что часто технические и технологические характеристики систем не позволяют ответить на многие вопросы, интересующие людей, которые принимают решения. В этой связи большое значение приобретают данные экспертного характера, такие как реальный опыт внедрения той или иной системы, удовлетворенность пользователей ее функциональными блоками, их мнения об удобстве работы с системой и т.п.

Компания Market-Visio/EDC (https:// www.edc.ru) в феврале - мае 2001 года провела маркетинговые исследования с целью оценки текущей ситуации и перспектив развития российского рынка корпоративных информационных систем, оценки емкости этого рынка и его структуры (продукты, компании, услуги и т. п.), сравнительного анализа предлагаемых систем по оценкам пользователей, оценка удовлетворенности пользователей.

В ходе исследования было опрошено 15 компаний-разработчиков и поставщиков корпоративных систем, 60 крупных и средних компаний- пользователей корпоративных систем и четверо экспертов российского рынка корпоративных систем.

Среди опрошенных компаний-пользователей корпоративных систем наиболее известны такие, как «Акрихин», «Аэрофлот», «Довгань», «ЛУКойл-Пермь», Магнитогорский металлургический комбинат, Микояновский мясокомбинат, «Моска-бельмет», Московский монетный двор, «Мосфильм», МПС, «Нижфарм», Останкинский пивоваренный завод, «Фонд Сороса» и другие.

Из числа поставщиков корпоративных информационных систем в качестве респондентов выступили представительства в СНГ компаний SAP, Oracle, Frontstep и компании «Альфа-Интегратор–Баан Евразия», ColumbusITPartners, «Нико-Софт», «Парус», «АйТи», «Галактика», «Цефей», Tops, IBS и другие.

В настоящее время на рынке корпоративных информационных систем России можно отметить несколько основных тенденций:

- интеграция отечественных и зарубежных систем;

- растущая конкуренция между российскими разработчиками КИС;

- растущая конкуренция в сегменте средних предприятий;

- следование общемировым тенденциям развития рынка КИС;

- переход систем российской разработки на уровень стандарта MRP II.

В конце 90-х годов вопрос соответствия стандарту MRP II для российских КИС был достаточно актуален, так как это позволяло им конкурировать с системами западных разработчиков на уровне общепринятого стандарта. Ряд российских компаний («Парус», «Галактика», «АйТи», «Никос-Софт») заявляли, что в течение 2-3 лет они планируют доработать свои системы до уровня, соответствующего MRP II. Однако в связи с тем, что концепция ERP сейчас утрачивает свою актуальность, соответствие зарубежным стандартам перестает давать конкурентное преимущество российским поставщикам. В конкурентной борьбе большую роль начинают играть другие характеристики, такие как возможность интеграции с зарубежными системами; удовлетворение специфических потребностей заказчика; гибкость и масштабируемость системы и т.п.

Несколько лет назад на российском рынке корпоративных ИС интеграция отечественных и западных приложений была проблемой. Сегодня многие предприятия внедряют западные корпоративные системы для решения определенных задач бизнеса, успешно интегрируя их с ранее установленными отечественными системами. Так, весной 2000 года корпорация «Парус» заявила о планах интеграции отдельных модулей системы «Парус-Корпорация» (https://www.parus.ru) с ПО OracleApplications.

Другой подход к интеграции систем можно видеть на примере компании «Никос-Софт» (https://www. nsoft.ru), которая в ближайшее время собирается представить на рынок систему «Никос-Холдинг» - продукт интеграции системы NS2000 и системы SolagemEnterprise финской компании Solagem (https://www.solagem.com).

С ростом и развитием рынка российские разработчики будут острее конкурировать в борьбе за потребителя как между собой, так и с внешними конкурентами. Если несколько лет назад в борьбе за потребителя ведущую роль играл ценовой критерий, то сейчас большинство разработчиков информационных систем делают основной упор на уровень ка­чества системы, уровень ее поддержки, квалификацию специалистов и долговременное сотрудничество с заказчиком.

В борьбе с внешними конкурентами будут использоваться такие преимущества, как более полная функциональность финансовых и кадровых модулей; лучшее соотношение цена/качество; возможность создания смешанных КИС, сочетающих преимущества отечественных и зарубежных систем.

Основные каналы продвижения как отечественных, так и зарубежных корпоративных информационных систем на российском рынке - это специализированные семинары, конференции и выставки. Поставщики также активно используют публикации в прессе и Интернете.

В целом российский рынок КИС сейчас разделен между западными и российскими КИС не по отраслевому признаку, а по величине предприятий. Большинство пользователей крупных западных КИС - это крупные отечественные предприятия нефтегазовой отрасли, тяжелой промышленности, машиностроения и т. п. Из российских поставщиков лишь немногие имеют подобные контракты.

На основании этого можно предположить, что в ближайшие несколько лет основная борьба развернется за предприятия среднего бизнеса. В последние годы на российский рынок вышло несколько западных разработчиков ERP-систем, ориентированных на предприятия среднего бизнеса. Многие российские разработчики значительно увеличили функциональный состав своих КИС, что также позволило им выйти на рынок средних компаний.

В качестве серьезных конкурентов на рынке КИС для среднего бизнеса могут выступить крупные западные разработчики (SAP, Oracle, Baan), уже сейчас имеющие «легкие», не дорогие версии своих ERP-систем.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что основными причинами, препятствующими внедрению корпоративных информационных систем на предприятиях являются (в порядке убывания частоты упоминания их пользователями):

1) отсутствие реальной интеграции данных;

2) недостаточные функциональные возможности существующей информационной системы;

3) увеличение объема бизнес операций;

4) требования международной отчетности;

5) потребность в аналитической обработке данных;

6) несоответствие стандартам MRP/ERP;

7) трудоемкая индивидуальная технология сопровождения собственной информационной системы.

В числе основных причин неудач при внедрении КИС респонденты- поставщики решений отметили следующие (в порядке убывания частоты упоминаний):

1) неготовность компании к изменениям;

2) недостаточный уровень управленческих знаний у руководящих специалистов заказчика;

3) отсутствие у заказчика реальной потребности в системе;

4) внедрением занимаются только собственный ИТ- отдел

5) отсутствие или слабая поддержка проекта руководством компании;

6) сокращение бюджета в ходе внедрения.

Из перечисленных причин неудачных внедрений большая часть относится к проблеме менеджмента и готовности предприятия к принципиальным изменениям не только на уровне использования информационной системы, но и на уровне организационной структуры и бизнес процессов.

Чтобы определить, какие факторы влияют на выбор систем на российском рынке, поставщикам и пользователям зарубежных и российских КИС было предложено оценить восемь возможных факторов выбора по пятибалльной шкале.

Как показывают результаты исследования по мнению поставщиков основные критерии выбора зарубежных КИС - это известность и функциональные возможности систем. Поставщики не рассматривают стоимость и требования к аппаратному обеспечению в качестве значимых факторов выбора.

При выборе корпоративной системы управления такого масштаба заказчики (обычно это крупные компании и холдинги) больше заинтересованы в эффективности оптимизации бизнес функций и, как правило, готовы к большим затратам на лицензии внедрение. Кроме того сам факт внедрения корпоративной системы управления от крупного разработчика может увеличить рыночную стоимость и привлекательность предприятия для инвесторов.

Пользователи считают основными параметрами при выборе российской КИС функциональные возможности, стоимость и гибкость системы. Наименее значимый фактор - требования к аппаратному обеспечению и масштабируемость.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: