Методы мотивации работников — это часть организационной культуры. Их основное назначение — обеспечение максимального вовлечения людей, обладающих знаниями, в решение общих задач организации. В теории выделяют следующие главные методы мотивации:
принуждение — основано на страхе подвергнуться наказанию, например в виде увольнения, перевода на нижеоплачиваемую работу, штрафа и т. д.;
вознаграждение — в виде систем экономического (заработная плата, премии, участие в прибылях и т.д.) и неэкономического (награда, благодарность и т. д.) стимулирования хорошего труда;
солидарность — развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации, что достигается путем убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятного организационного климата.
Солидарности как методу мотивации придается большое значение там, где особенно ценят роль групповой и командной работы и прикладывают усилия к созданию благоприятного климата, объединяющего работников в единый целостный коллектив.
|
|
Применение каждого метода мотивации или их сочетания зависит от конкретных условий, в которых работает организация. В административных системах, основанных на приказах и распоряжениях, корректное применение методов принуждения в отношении дисциплины, порядка работы, соблюдения норм, стандартов и прочих рабочих требований необходимо. Использование методов принуждения в творческих коллективах может нанести огромный вред, вызывая затухание энергии поиска, страх получения отрицательного результата.
Использование вознаграждения основано на положениях теории потребностей о том, что цели, стремления, ценности и поведение выступают как мотивы.
Поощрение вселяет веру человека в себя, дает надежду на успех в выполнении заданий, усиливает стремление работать с наибольшей отдачей. Положительные меры действуют эффективнее, чем отрицательные.
В системе мотивации нужно найти правильное соотношение между поощрением, вознаграждением и наказанием, неотвратимостью санкций. Негативная реакция руководства сковывает активность работника, вызывает отрицательные эмоции, создает стрессовые ситуации, снижает степень уверенности в себе. В то же время благоприятная оценка проделанной работы повышает самооценку, мотивирует трудовую активность, усиливает творческую инициативу.
Эффективность экономических методов резко возрастает при их сочетании с иными, прежде всего с моральными методами мотивирования.
К моральным методам стимулирования относится признание, которое может быть личным или публичным. Суть личного признания в том, что особо отличившихся работников упоминают в специальных докладах высшему руководству организации, они получают право подписывать документы, в разработке которых принимали участие, их персонально поздравляет администрация по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране такого рода практика не получила пока широкого распространения. Публичное признание знакомо нам лучше. Оно состоит в распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах (Доска почета), награждении людей почетными знаками, грамотами, внесении их идей в специальные книги.
|
|
Специфические моральные методы мотивации — похвала и критика. Похвала должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей и даже самыми незначительными положительными результатами, полученными ими, но обязательно конкретными и способствующими достижению целей организации. К ней предъявляют такие требования, как дозированность, последовательность, регулярность. Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, незаслуженная или неискренняя похвала демотиви-руют работника, поэтому для повышения ее действенности желательно использовать объективные критерии. Критика, то есть отрицательная оценка окружающими результатов работы, должна быть прежде всего конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на устранение недостатков, конфиденциальной, доброжелательной, без обвинительного акцента, с элементами похвалы, уважительной по отношению к критикуемому; замечания следует высказывать в косвенной форме, они должны быть аргументированными. Не стоит категорично требовать признания ошибок и правоты критикующего; желательно подчеркнуть возможность устранения недостатков и продемонстрировать готовность прийти на помощь.
В нашей стране наблюдается падение престижности труда, особенно в общественном производстве. Это привело к тому, что большая часть населения, не имея реальной возможности приобретения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает уменьшить уровень собственных притязаний, ограничить потребности. Результат — трудовая пассивность, а соответственно и пассивность потребительская.
Формой проявления трудовой пассивности стало снижение у многих интереса к повышению квалификации и профессионального мастерства. Учеба и творчество утрачивают свои позиции. У некоторых работников повысилась неудовлетворенность трудом даже при росте заработной платы,(поскольку усилилось ощущение несправедливости распределения.
Таким образом, состояние трудовой мотивации сегодня характеризуется следующими признаками:
обшей трудовой пассивностью;
низкой значимостью общественных мотивов труда, служебного, профессионального и квалификационного роста;
определением социального статуса личности, как правило, по нетрудовым критериям; желанием иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей.
Контрольные вопросы и задания
1.Сформулируйте понятие мотивации.
2.Каковы задачи мотивации?
3.Расскажите о содержательной концепции мотивации (теории А. Маслоу, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга).
4.В чем суть процессуальной концепции мотивации (теории В. Врума, Дж. Адамса, Л. Портера—Э. Лоулера, Л. Выготского)?
5.Каковы неэкономические способы мотивации?
6.В чем смысл теории постановки целей Э. Лока?
7.В чем суть теории партисипативного управления?
8.Какие существуют моральные методы стимулирования?
9.Каким требованиям должны отвечать похвала и критика?
10. Назовите основные методы мотивации.
Раздел IV