Основные сферы жизни общества:
1) Материальная (ведущая)
2) социальная
3) политическая
4) духовная
1- экономич сфера об-ва, производит деят людей. Она опред направление воздействия об-ва на природу. Экономич пр-сы воздейств на другие сферы жизни,порождая их.
2- Возникает на основе экономич жизни. Любое об-во социально организованно.
3- Обусловлена противоречиями соц интересов в сфере экономики. Цель политич деят в том что бы, для сохр сущ строя, подавить сопротивление или привести вдвиж большие массы людей.(3-)- состоит: политич сознание, полит отношение, полит институты, полит действия. Политика вторична по отнош к экономике.
4- Организованна об-вом. Духовная жизнь включает: идеологич, научно-теор, культовую деят-ти, воспитание и образование. Основные эл-ты дух жизни: 1)духовн потребности людей 2) дух Деят по созд дух ценностей 3) духовное потребление 4) духовные отнош между людьми.
Виды духовн деят: 1)Наука, 2)Идеология, 3)образование, 4)ис-во, 5)Религия
Проблема развития общества. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории.
Движ. силы разв. общества – существ., необходимые, длительно действ. причины, обеспечив. Формирование и прогресс об-ва. Движ. силы разв. общества делятся:
1) Природные факторы (географ)
2) Общественные ф-ры
а) материально- экономич
б) соц-ный
в) политический
г) духовный
С другой точки зрения общ. ф-ры делятся на: субъективные и объективные.
К объективн. относятся: природн. усл. жизни, состояние материального пр-ва, существ. соц. структура об-ва, гос. строй.
Субъективн: сознание и духовный мир чела, его соц. опыт, уровень к-ры, волевые кач-ва.
Главной общеисторич. движ. силой явл. способ пр-ва материальной жизни.
Субъекты истор. пр-са – все люди.
55-59
Развитие чел. об-ва – сложный и многогранный пр-с. В ф-ии истории сложилось 2 концепции: 1) эволюционистская(единство истории чел-ва)
2)релятивистская (культурная самобытность локальных цивилизаций, Шпенглер, Данилевский, Сорокин).
Анализ хода истории показыв. что он имеет противоречив форму и единства и многообразия. Поэтому появл. конц-ия, которая пытается снять противоречия дух первых подходов
Античную конц-ию истории можно представить как круговое движение; Христианская к-ия истории преодолела античную к-ию; фил-ия Нового времени выработ. рац. объяснение хода ис-рии. Время и ход истории счит. линейными.
Конц-ия лин. разв. об-ва подверг. критике в 20в. Соврем. история, как и прошедшая воспринимается как рез-тат тв-ва людей, где возможен и прогресс и регресс, и различные расслоения и обединения, единство и многообразие.