Природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн-формах.
1. СИММЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ.
Симметрия - в переводе с греческого означает «соразмерность».
Симметрия с давних времен считалась одним из канонов красоты, так как она обеспечивает равновесие композиции, является одним из важных средств в достижении единства и художественной выразительности.
Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.
Существуют несколько видов симметрии:
1. Зеркальная (центрально-осевая ) — это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую – бабочка, снежинка.
|
|
2. Осевая симметрия (радиально-лучевая) — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой – цветок, гриб.
3. Винтовая симметрия - получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижнойоси.
Симметричная композиция обычно статична.
Автоматически уравновешивается за счет ОСИ ПЕРЕНОСА.
2. АСИММЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ.
АССИМЕТРИЧНЫЙ – несоразмерный.
Асимметрия – отсутствие симметрии.
Ассиметричные композиции обычно динамичны.
Оч. редко бывают статичными.
При построении асимметричной композиции важно помнить о законе уравновешенности.
Симметрия с асимметричным эффектом (дисимметрия) - зрительно композиция может казаться симметричной, но зеркальная симметрия нарушена.
Антисимметрия – зеркальная симметрия, с контрастными свойствами одинаковых элементов - черное –белое.
В композиции такой прием называется «НЕГАТИВ-ПОЗИТИВ».
Симметрия и асимметрия помогают достичь художественной выразительности статичных и динамичных композиций. Абсолютной симметрии и асимметрии в природе практически не существует.
КОМБИНАТОРИКА.