Первые три столетия истории Церкви Христовой были эпохой ее нелегального существования. Церковь на заре своего существования испытала гонения как со стороны иудейской общины в Палестине, так и от властей и народа в Римской империи. Церковь в империи была вне закона, недозволенной коллегией (collegium illicitum).
Взаимоотношения Церкви и Римской империи радикально изменились после издания в 313 г. эдикта св. Императора Константина, даровавшего христианам свободу. В течение одного столетия в Империи сложилась своеобразная система церковно-государственных отношений, которая получила наименование симфонии священства и царства. В Византии и были выработаны основные принципы симфонических отношений Церкви и государства, зафиксированные в канонах и государственных законах империи, отраженные в святоотеческих писаниях. Основные идеи и принципы симфонии отражены главным образом в актах императорского законодательства, в частности в «Новеллах» св. Императора Юстиниана[4].
«Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем». Руководствуясь этой нормой, император Юстиниан в своих новеллах признавал за канонами силу государственных законов.
Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью заключена также в более позднем акте императорского законодательства, относящемся ко второй половине IX в., — «Эпанагоге»[5]:
«Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства».
Ту же мысль находим и в актах VII Вселенского Собор[6]а: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным».