Кафедра правовой информатики, информационного права
И естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой,
к.т.н., доцент
А.В. Мишин
«__» ноября 2014 г.
ПЛАН
Лекционного занятия
Дисциплина: «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
Тема 2: «ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ: ВИДЫ, СВОЙСТВА И
ПРОЦЕДУРЫ ОБРАБОТКИ»
Разработал:
профессор кафедры
д.т.н., доцент
Л.Е. Мистров
Материалы обсуждены и одобрены
на заседании кафедры ПИИПЕД,
Протокол № _ от «__» ноября 2014г.
Воронеж - 2014
План
и методические указания студентам на лекционное занятие
Тема 2: «ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ: ВИДЫ, СВОЙСТВА И ПРОЦЕДУРЫ ОБРАБОТКИ»
Цели занятия
1. Ознакомить с основными понятиями информатики, видами и основными свойствами информации.
2. Дать представление о характеристиках процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
3. Ознакомить с операциями и процедурами обработки информации
Учебно-материальное обеспечение
1. План и методические указания студентам на практическое занятие по данной теме.
|
|
2. Персональный компьютер, доска, мел.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Учебные вопросы | Время, мин. |
Вступительная часть ……………………………………………. 1. Понятие информации ………………………………………….. 2. Информация: виды и формы …………………………………. 3. Свойства информации ………………………………………… 4. Основные операции с данными ……………………………… 5. Процедуры обработки информации …………………………. Заключительная часть…………………………………………… |
Литература:
основная:
1. Мистров Л.Е. Информатика и математика: Информатика: учеб. пособие / Л.Е. Мистров, А.Ю. Кузьмин, С.А. Мишин. – Воронеж: Научная книга, 2007.
дополнительная:
2. Информатика для юристов и экономистов: учебник для вузов / под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2004.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Подготовительная часть. В часы самоподготовки студенты изучают рекомендованную литературу.
Понятие информации
Информация охватывает все сферы, все области общественной жизни, прочно вошла в жизнь каждого человека, воздействует на его образ мышления и поведение. Она обеспечивает общение людей, социальных групп, классов, наций и государств, помогает им овладеть научным мировоззрением, разбираться в многообразных явлениях и процессах общественной жизни, повышать уровень своей культуры и образованности, усваивать и соблюдать законы и нравственные принципы.
Термин «информация» происходит от латинского INFORMATIO - осведомление, сообщение о чем-либо, о каком-либо факте, событии, разъяснение чего-либо. Информация - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения понятия информация. Существование множества определений информации обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием подходов к толкованию сущности этого понятия.
|
|
В литературе можно найти много определений понятия «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. Несмотря на привычность этого термина, строгого и общепринятого определения не существует. Научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер, «отец» кибернетики: «Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств». Современное понятие информации законодательно установлено Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки), информодинамика (наука об открытых информационных системах), информациология (наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов) и т. д.
В информатике понятие «информация» является первичным и, следовательно, неопределимым понятием, подобно понятиям «точка» в математике, «тело» в механике, «поле» в физике. Несмотря на то, что этому понятию невозможно дать строгое определение, его описывают через проявляемые свойства.
Как известно, в материальном мире все физические объекты, окружающие нас, являются либо телами, либо полями. Физические объекты, взаимодействуя друг с другом, порождают сигналы различных типов.
В общем случае сигнал (франц. signal, нем. Signal, от лат. signum - знак) - физический процесс (явление), несущий сообщение (информацию) о каком-либо событии, состоянии объекта наблюдения либо передающий команды управления, оповещения и т.д. Сообщение - наименьший элемент языка, имеющий смысл, пригодный для общения. Другими словами любой сигнал - это изменяющийся во времени физический процесс.
По своей природе сигнал может быть: механическим (например, деформация, изменение давления); тепловым (изменение температуры); световым (вспышка света, зрительный образ); электрическим (изменение силы тока, напряжения); электромагнитным (радиоволны); звуковым (акустические колебания) и др. Выделяют аналоговые, дискретные, квантованные и цифровые сигналы.
Сигналы могут порождать в физических телах изменения свойств. Это явление называется регистрацией сигналов. Сигналы, зарегистрированные на материальном носителе, называются данными. Иными словами д анными называют факты, сведения, представленные в формализованном виде (закодированные), занесенные на те или иные носители и допускающие обработку с помощью вычислительных устройств.
Данные несут информацию о событии, но не являются самой информацией, так как одни и те же данные могут восприниматься (отображаться или еще говорят интерпретироваться) в сознании разных людей совершенно по-разному. Чтобы получить информацию, имея данные, необходимо к ним применить методы, которые преобразуют данные в понятия, воспринимаемые человеческим сознанием. Методы, в свою очередь, тоже различны. Например, человек, знающий русский язык, применяет адекватный метод, читая русский текст. Соответственно, человек, не знающий русского языка и алфавита, применяет неадекватный метод, пытаясь понять русский текст. Таким образом, можно считать, что информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных методов. То есть,информация не является статическим объектом, она появляется и существует в момент слияния методов и данных, все прочее время она находится в форме данных. Она не является ни материей, ни энергией. В отличие от них, она может возникать и исчезать.
|
|