Эллинистический период является заключительным этапом развития древнегреческой цивилизации — ее высочайшим внешним расцветом.
Заканчивается эпоха эллинизма в 30 г. до н.э., когда последнее эллинистическое государство — Египет, завоеванное римлянами, вошло в состав Великой Римской империи.
Большое значение для развития естественнонаучного знания того времени имело учение крупнейшего древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля из Стагира (384—322 гг. до н.э.). В возрасте 17 лет Аристотель вступил в Академию Платона, где в течение 20 лет был слушателем, преподавателем и равноправным членом содружества философов-платоников. После смерти Платона Аристотель в течение трех лет был учителем Александра Македонского. В 335 г. до н.э. Аристотель основал свою, самую знаменитую в то время школу перипатетиков (от греч. peripatos — место для прогулок, т.е. место, где учились, прогуливаясь).
В своих натурфилософских воззрениях Аристотель как бы соединил положения учения Демокрита с философией Платона. По представлениям Аристотеля, Земля покоится в центре Вселенной, которая вечна. В земной природе существует иерархия различных форм субстанций (от минералов до человека); все они состоятиз огня, воздуха, воды и земли и являются вечными и неизменными.
|
|
Труды Аристотеля представляют собой энциклопедию античной науки конца классического периода. Они оказали огромное влияние на философские направления эпохи эллинизма, средневековья и нового времени.
Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течение предшествовавших тысячелетий, и временем новых достижений и открытий. К царским дворам стали приглашать крупных ученых. Их содержали за счет государственной казны. В результате в различных центрах эллинистического мира, на Западе и на Востоке (в Афинах и Пергаме, в Сиракузах и Антиохии) сложились мощные коллективы ученых. Срединих крупнейшим культурным и научным центром стала Александрия — столица эллинистического Египта.
При царском дворе были основаны Александрийский Мусейон (греч. museion — храм муз; отсюда термин «музей»), посвященный девяти музам, и знаменитое Александрийское хранилище рукописей — Александрийская библиотека — самая большая в древности.
Александрийский Мусейон был одним из величайших научных и культурных центров античного мира. Он объединял в себе и исследовательскую академию и высшую школу. В Мусейоне были помещения для чтения лекций и научных занятий, спальни и столовые, комнаты для отдыха и прогулок. Ученые жили там на полном царском обеспечении и занимались исследованиями в области философии, астрономии, математики, ботаники, зоологии, медицины, филологии.
|
|
При Александрийском Мусейоне имелись ботанический и зоологический сады, обсерватории и анатомическая школа. Но главным его сокровищем была богатейшая Александрийская библиотека.
В эпоху эллинизма потребности более глубокого и точного знания привели к специализации ученых и выделению из философии отдельных отраслей науки. Одной из первых срединих была медицина.
Медицина эпохи эллинизма достигла значительного развития. Она вобрала в себя, с одной стороны, греческую философию и врачебное искусство эллинов, а с другой — тысячелетний эмпирический опыт врачевания и теоретические познания народов Египта, Месопотамии, Индии и других стран Востока.
На этой плодотворной почве бурное развитие получили анатомия и хирургия. Многие выдающиеся достижения в этих областях теснейшим образом связаны с александрийской врачебной школой.
Анатомия (от греч. anatome — рассечение) стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины. Ее развитию в Александрии в немалой степени способствовал древнеегипетский обычай бальзамирования, а также разрешение анатомировать тела умерших и производить живосечения на приговоренных к смертной казни преступниках.
Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в Древней Греции в целом) считается Герофил из Халкидона в Малой Азии (около 335—280 гт. до н.э.). Он признается первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы. Герофил был сторонником гуморального учения и развивал традиции косской врачебной школы.
В труде «Анатомия» он подробно описал твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга, и особенно его желудочки (четвертый из которых он считал местом пребывания души), проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны некоторые внутренние органы: печень, двенадцатиперстная кишка, которой он впервые дал это название, и др.
По его мнению, четырем важнейшим органам (печени, кишечнику, сердцу и легким) соответствуют четыре силы: питающая, согревающая, мыслящая и чувствующая. Многие из этих положений впоследствии получили развитие в трудах Галена, который несколько столетий спустя также работал в Александрии.
В сочинении «О глазах» Герофил описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в трактате «О пульсе» изложил свои представления об анатомии сосудов (описал легочную артерию, дал названия легочным венам) и свое учение об артериальном пульсе, который считал следствием деятельности сердца.
Преемником Герофила был Эрасистрат ( около 300 — около 240 гг. до н.э.). Эрасистрат хорошо изучил строение мозга, описал его желудочки и мозговые оболочки, впервые разделил нервы на чувствительные и двигательные (полагая, что по ним движется душевная пневма, которая обитает в мозге) и показал, что все они исходят из мозга. Мозговые желудочки и мозжечок он определил как вместилище души, а сердце — как центр жизненной пневмы. Впоследствии эти представления закрепились в трудах Галена. Эрасистрат описал строение сердца и его клапанов, которым дал названия.
Эрасистрат считал, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий; причем полагал, что в венах течет кровь (питательная субстанция), которая формируется из пищи, а в артериях — жизненная пневма, которая в легких контактирует с кровью. Заключив, что артерии и вены соединены между собоймелкими сосудами — синанастомозами (греч. synanastymosis — соустье; от syn — вместе, stoma — рот), он весьма близко подошел к идее циркуляции крови.
Эрасистрат частично отошел от широко распространенного в то время учения о преобладании роли соков в организме (гуморальных представлений) и отдал предпочтение твердым частицам. Он считал, что организм состоит из множества твердых неделимых частиц (атомов), которые движутся по каналам тела: нарушение этого движения в связи с несварением пищи, закупорка просвета сосудови их переполнение — плетора (греч. plethorra — наполнение) являются причиной болезни.
|
|
Исходя из этих представлений, Эрасистрат направлял лечение на устранение причин застоя: строгая диета, рвотные и потогонные средства, упражнения, массаж, обливания.
Эрасистрат производил вскрытия умерших больных. Он установил, что в результате смерти от водянки печень становится твердой, как камень, а отравление, вызванное укусом ядовитой змеи, приводит к порче печени и толстого кишечника. Таким образом, Эрасистрат сделал первые шаги по пути к будущей патологической анатомии.
Хирургия эпохи эллинизма объединила в себе два мощных источника:
1. греческую хирургию, связанную в основном с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран,
2. индийскую хирургию, которой были известны сложные операции. Среди важнейших достижений хирургии александрийского периода — введение перевязки сосудов, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера (приписывается Эразистрату), проведение сложных операций на почке, печени и селезенке, ампутация конечностей, лапаротомия (чревосечение) при завороте кишок и асците.
Таким образом, в области хирургии александрийская школа сделала значительный шаг вперед, по сравнению с хирургией классического периода истории Древней Греции.
Эллинистический период явился временем самого плодотворного развития медицины в Древней Греции.