Темы для самостоятельной работы
| Кол-во
часов
| План изучаемой темы
| Методическое
обеспечение
| Форма самост. работы
| Ключевые
вопросы
| Формирование
умений, навыков
(компетенции)
| Форма
отчетности
|
Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» в оценке
Э. Ауэрбаха
|
| 1. Анализ эпизода «Сцена за столом» из романа Флобера «Мадам Бовари».
2. Характеристика героев романа Ауэрбахом.
3. Стилистические особенности романа Флобера.
| Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. – СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 403-413 (гл. 18).
| Конспект
| Стиль романа Флобера, анализ героев романа, отношение Флобера к изображаемому им предмету в отличие от Стендаля и Бальзака.
| Развивать навыки конспектирования, работы с научной литературой. Уметь кратко в письменной форме ответить на предложенные вопросы по курсу.
| Контрольный тест, ответ на зачете
|
Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» в оценке
Вл. Набокова
|
| 1. Концепция «слоеного пирога» в романе Флобера «Госпожа Бовари» (характеристика каждого слоя).
2. Набоков о стиле и жанре романа Флобера.
| Набоков, В. Гюстав Флобер: «Госпожа Бовари» / В. Набоков // Иностранная литература. – 1997. – №11.
Набоков, В. Гюстав Флобер: «Госпожа Бовари» / В. Набоков [Электронный ресурс]https://shadow.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Nabokov_Flaubert.htm
| Творческая работа (рисунок-схема «слоеного пирога»)
| Реализм во второй половине XIX в., его основные черты. Концепция «слоеного пирога» Вл. Набокова в романе Флобера «Госпожа Бовари».
| Развивать навыки конспектирования, работы с научной литературой. Уметь схематично представить материал.
| Ответ на зачете
|
Натурализм в творчестве братьев Гонкур и Э. Золя. Особенности стиля
писателей
|
| 1.Роман братьев Гонкур «Жермини Ласерте»: тематика и проблематика, функция предисловия, в котором излагается программа писателей и видение ими нового художественного направления – натурализм, система образов, стиль романа.
2. Роман Э. Золя «Жерминаль»: особенности стиля писателя (по статье Э. Ауэрбаха).
| Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. – СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 412-437 (гл. 19).
| конспект
| Стиль романов братьев Гонкур «Жермини Ласерте» и Золя «Жерминаль». Функция смешения стилей в романе Золя. Отношение Гонкуров к публике. Требования братьев Гонкур к литературе. «Экспериментальный роман», его особенности.
| Развивать навыки конспектирования, работы с критической литературой; уметь кратко в письменной форме ответить на предложенные вопросы по курсу.
| Проверочный тест, ответ на зачете
|
Лирика Ш. Бодлера
|
| 1. Что привлекает Бодлера в искусстве барокко?
2. Поэтические приемы, используемые Бодлером.
3. Основные понятия, характерные для лирики Бодлера: синестезия, «маяки», «магия соответствий».
| Приходько, И.С. Бодлер и барокко / И.С. Приходько // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы IV-ой Международной конференции. В 2-х т. Т. 2. – М., «Таганка», 2005. – С. 173-176.
| конспект
| Бодлер и барокко: типологические черты. Проблема творческого метода Ш. Бодлера.
| Развивать навыки конспектирования. Умение вычленять главное.
| Проверочная работа ответ на зачете
|
Поэзия французского символизма
|
| 1. Символ: понятие, отличие от аллегории.
2. Поиск символов в поэтическом тексте поэта-символиста, опыт интерпретации.
| Лирика поэтов- символистов.
Поэзия французского символизма. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
| Творческая работа (анализ поэтического текста)
| Символ и аллегория – определение понятий. Роль образов-символов в поэтических текстах поэтов-символистов.
| Развивать навыки анализа поэтического текста.
| Ответ на зачете
|
Драматургия М. Метерлинка
|
| Трагическое в интерпретации Н. Бердяева.
Характеристика творчества М. Метерлинка.
Интерпретация образов-символов в драме Метерлинка «Слепые».
Смысл идеи «безысходного трагизма человеческого стремления к свету и познанию, трагизм незнания» в пьесе Метерлинка.
| Бердяев, Н. К философии трагедии. Морис Метерлинк / Н. Бердяев // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. – М., 1994. – Т.2. – С.187-210.
| конспект
| Бердяев о творчестве Метерлинка: понятие трагического, образы-символы в пьесах, попытка их интерпретации и т.д.
| Развивать навыки работы с критической литературой; навыки конспектирования
| Ответ на практическом занятии, ответ на зачете
|
Театральные постановки пьес М. Метерлинка «Синяя птица» и «Слепые» в России и за рубежом
|
| Постановки пьес Метерлинка в зарубежных и российских театрах. Переписка Станиславского и Метерлинка. Сценические приемы и эффекты.
| Метерлинк, М. Синяя птица. Слепые
Будникова, Л.И. К. Бальмонт и Московский художественный театр (к истории постановок драм М. Метерлинка «Слепые», «Непрошенная», «Там, внутри») / Л.И. Будникова // Вестник Московского Университета. – 2007. –№2. – С. 148-157.
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. / Отв. ред. М.Ю. Давыдова. – М.: РГГУ, 2001. – С. 368-373.
Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / Б.И. Зингерман. – М., 1979.
Шкунаева, И.Д. Бельгийская драма от Метелинка до наших дней: Очерки / И.Д. Шкунаева. – М., 1973.
Эткинд, Е.Г. Театр Мориса Метерлинка / Е.Г. Эткинд // Метерлинк М. Пьесы. М., 1958.
| Доклад
| Постановки пьес Метерлинка в России и за рубежом. К каким сценическим приемам прибегали режиссеры-постановщики для воспроизведения на сцене атмосферы метерлинковских драм.
| Пользуясь научной литературой уметь самостоятельно подготовить к семинарскому занятию доклад, выделять главное и концептуальное. Умение сопоставлять художественный и сценический, варианты. Развивать навыки поиска информации.
| Ответ на практическом занятии
|
Роль парадоксов и афоризмов в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
|
| 1. Парадокс и афоризм (определение понятий).
2.Роль парадоксов и афоризмов в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея».
| Уайльд, О. Портрет Дориана Грея
Словарь литературоведческих терминов (любой)
История западноевропейской литературы.XIX век: Англия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021700 – Филология / Л.В. Сидорченко; под ред. Л.В. Сидорченко, И.И. Буровой. – М.: Academia; СПб.: СПбГУ. Филол. фак., 2004. – С. 428-524.
Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества / М.Г. Соколянский. – К.; Одесса: Лыбидь, 1990.
| Творческая работа
| Парадокс и афоризм (определение понятий). Уметь дифференцировать парадокс и афоризм, находить их в тексте и обозначить их роль в произведении.
| Пользуясь научной литературой выяснить, в чем заключается суть парадоксов и афоримзом; уметь находить примеры парадоксов и афоризмов в тексте; отличать парадокс от афоризма, уметь определять их роль в тексте романа Уайльда.
| Проверочная работа. Ответ на зачете
|
Две исповеди О. Уайльда: «Баллада Редингской тюрьмы» и «De Profundis»
|
| 1. История создания написания произведений «Баллада Редингской тюрьмы» и «De Profundis».
2.Проблематика, тональность, образ писательского «я» в произведениях Уайльда.
| Уайльд, О. Баллада Редингской тюрьмы. De Profundis.
Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества / М.Г. Соколянский. – К.; Одесса: Лыбидь, 1990. – C. 157-178.
| Конспект
| Тематика и проблематика поздних произведений Уайльда. Почему произведения «Баллада Редингской тюрьмы» и «De Profundis» считаются исповедями Уайльда.
| Развивать навыки конспектирования, работы с научной литературой
| Ответ на зачете
|
Особенности неоромантизма Дж. Конрада
|
| 1. Творческий путь Дж. Конрада.
2. Проблематика книг Конрада, своеобразие героики.
3. Тема «сердца тьмы», раскрытия скрытой сущности человеческой природы, идея стойкости. 4. Природа и цивилизация в книгах Конрада. Романтическое и антиромантическое в прозе писателя.
| Конрад, Дж. Сердце тьмы
История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021700 – Филология / Л.В. Сидорченко; под ред. Л.В. Сидорченко, И.И. Буровой. – М.: Academia; СПб.: СПбГУ. Филол. фак., 2004. – С. 452-469.
| Конспект
| Тематика и проблематика произведений Конрада. Тема «сердца тьмы» в романе писателя «Сердце тьмы». Романтическое и антиромантическое в прозе писателя.
| Развивать навыки конспектирования, работы с научной литературой. Знать биографические сведения о писателе. Уметь анализировать текст.
| Ответ на зачете
|
Роман М. Твена «Приключения Гекльберри Финна»
|
| 1. Творческий путь М. Твена.
2.Роман М.Твена «Приключения Тома Сойера» и книга очерков «Жизнь на Миссисипи» как пролог к роману «Приключения Гекльберри Финна».
3. Жанровая специфика произведения, проблематика, система образов, символы и их функция в романе.
| Твен, М. Приключения Гекльберри Финна
Злобин, Г. Вечно юный Гек Финн и его критики / Г. Злобин. – М., 1984.
Ромм, А.С. Марк Твен / А.С. Ромм. – М., 1977.
Старцев, А. Марк Твен и Америка / А. Старцев. – М., 1985.
| Конспект
| Жанр, стиль, система образов романа Твена «Приключения Гекльберри Финна»
| Развивать навыки конспектирования, работы с научной литературой; умение анализировать текст на разных уровнях.
| Ответ на зачете
|
История Пингвинии в романе А. Франса «Остров пингвинов»
|
| Проанализировать этапы исторического развития, которые выделяет в совеем романе А. Франс.
| Франс, А. Остров пингвинов
| Творческая работа
| Эпохи, нравы, герои или выдающиеся личности.
| Навыки внимательного чтения, обобщения, уметь выделять главное, анализировать художественный текст.
| Ответ на зачете
|
Связь творчества Г. Уэллса с жанрами утопии и антиутопии в истории развития мирового литературного процесса
|
| 1. Особенности жанров утопии и антиутопии. Основные черты.
2. Развитие жанров утопии и антиутопии в мировой литературе.
3. Черты жанров утопии и антиутопии в романах Г. Уэллса.
| Словарь литературоведческих терминов и понятий (любое издание)
Кагарлицкий, Ю.И. Герберт Уэллс / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1963.
Кагарлицкий, Ю.И. Что такое фонтастика? / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1974.
Кагарлицкий, Ю.И. Вглядываясь в Уэллса / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1989.
Кагарлицкий, Ю.И. Человек, который умел творить чудеса / Ю.И. Кагарлицкий // Кагарлицкий Ю.И. Литература и театр Англии XVII-XX.: авторы, сюжеты, персонажи: Избранные очерки / Сост. С.Я. Кагарлицкая. – М.: Альфа-М, 2006. – С. 522-540.
Ромм, А.С. Герберт Уэллс / А.С. Ромм. – М., 1959.
| Доклад
| Характеристика жанров утопии и антиутопии. Черты данных жанров в романах Г. Уэллса.
| Пользуясь научной литературой уметь самостоятельно подготовить к семинарскому занятию доклад, выделять главное и концептуальное. Развивать навыки поиска информации.
| Ответ на практическом занятии, ответ на зачете
|
Философские, эстетические и научные взгляды Г. Уэллса
|
| Особенности философских взглядов Г. Уэллса.
Природа и человек в философии Уэллса.
Теория прогресса в философии Герберта Уэллса.
Герберт Уэллс и проблема свободы воли. «Дух света и разума»: роль науки в социуме.
Эстетические воззрения писателя.
| Кагарлицкий, Ю.И. Герберт Уэллс / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1963.
Кагарлицкий, Ю.И. Что такое фонтастика? / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1974.
Кагарлицкий, Ю.И. Вглядываясь в Уэллса / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1989.
Кагарлицкий, Ю.И. Человек, который умел творить чудеса / Ю.И. Кагарлицкий // Кагарлицкий Ю.И. Литература и театр Англии XVII-XX.: авторы, сюжеты, персонажи: Избранные очерки / Сост. С.Я. Кагарлицкая. – М.: Альфа-М, 2006. – С. 522-540.
Оруэлл, Дж. Уэллс, Гитлер и Всемирное государство / Дж. Оруэлл // Оруэлл Дж. Памяти Каталонии. Эссе. – М.: Ермак, 2003. – С. 131-139.
Ромм, А.С. Герберт Уэллс / А.С. Ромм. – М., 1959.
| Доклад
| Особенности философских и эстетических взглядов Г. Уэллса. Отношение писателя к коммунизму.
Природа и человек в философии Уэллса.
Теория прогресса в философии Уэллса.
«Дух света и разума»: роль науки в социуме.
| Пользуясь научной литературой уметь самостоятельно подготовить к семинарскому занятию доклад, выделять главное и концептуальное. Развивать навыки поиска информации.
| Ответ на практическом занятии, ответ на зачете
|