Мышление является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования в сознании человека окружающей действительности.
Как известно, развитие речи ребенка самым тесным образом связано с мышлением, поскольку человек излагает свои мысли в речевой форме. Однако речь является не только формой мышления, но и его орудием. Человек не может мыслить без участия речи. Все, что имеет для нас смысл, трансформируется в речевую форму. Поэтому можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, мыслей. Это, вероятно, и подталкивает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики своей речи.
Мышление, как и любой психический познавательный процесс, имеет свои специфические характеристики и признаки (см. схему).
Бурное развитие речи ребенка во второй год жизни может быть косвенным подтверждением того, что у него начинают активно развиваться мыслительные процессы. Развитие мышления ребенка, безусловно, имеет свои закономерности.
I |
МЫШЛЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
■ Обобщенное отражение и опосредованное познание действительности
■ Решение конкретной задачи
Ш Связь с речью
■ Понятие
■ Суждение
■ Умозаключение
■ Аналогия
■ | Анализ |
■ | Синтез |
■ | Сравнение |
■ | Абстрагирование |
■ | Обобщение |
■ | Конкретизация ................ |
Характеристики мышления
110 ■ Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
В настоящее время существуют различные теории, которые пытаются определить основные этапы и механизмы развития мышления человека в его онтогенезе. Ряд теорий противоречат друг другу. Тем не менее есть общепринятые точки зрения в отношении закономерностей развития мышления.