Под показателями деловой активности понимают показатели оборачиваемости.
Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум направлениям:
· степень выполнения плановых показателей и обеспечение заданных темпов роста («золотое правило экономики»);
· уровень эффективности использования ресурсов.
Известны следующие показатели деловой активности:
1. Соотношение темпов роста активов, выручки от реализации и прибыли. Оптимальным считается следующее соотношение («золотое правило экономики»):
Тбп > Топ > Тск > 1 (100 %), где
где Тбп — темп роста балансовой прибыли; Треал — темп роста реализации продукции (объема продаж); Тск — темп роста собственного капитала
Возможные отклонения от желаемых пропорций не всегда следует рассматривать как негативные.
2. Показатели оборачиваемости в числе оборотов и в днях.
Основной показатель оборачиваемости - коэффициент оборачиваемости, который рассчитывается как отношение выручки от продаж (себестоимости продаж) к среднегодовой величине ресурса:
|
|
Kо= Выручка (с/с) / Среднегод. величина ресурса
Ресурсомв данном случае может быть любая статья баланса из актива и пассива: чаще всего используют итог баланса, собственный капитал, собственный капитал плюс долгосрочные заемные средства.
Может рассчитываться оборачиваемость по отношению к кредиторской задолженности, внеоборотным активам, оборотным активам или к любой статье оборотных активов. Экономический смысл коэффициента оборачиваемости - характеризует количество оборотов анализируемого ресурса.
Второй показатель - период оборота в днях (Т). Он может рассчитываться:
1) на основе коэффициента оборачиваемости средств или их источников (К):
Т = Д / К,
где Д - длительность анализируемого периода в днях (360, 180, 90)
2) по формуле Шера:
Т = (Средний остаток по счету или группе счетов * Д) / Оборот по счету
Вопрос 8. Методы анализа трехфакторной мультипликативной модели рентабельности активов (рентабельность продаж, фондоемкость продукции по основному капиталу, коэффициент закрепления оборотных активов на 1 рубль продукции)
Таким образом, факторы повышения рентабельности фондов - это увеличение рентабельности продаж, снижение фондоемкости и коэффициента закрепления оборотных средств, изменение структуры фондов.