Виды и методы финансового контроля

Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от тогo, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля.

Финансовый контроль можно классифицировать следующим образом:

Финансовый контроль по времени проведения:

• предварительный - проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он осуществляется также при, составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика прёдварительного контроля заключается в том; что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;

• текущий (оперативный) - осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установденных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений

• бюджетной сфере. Текущий контроль - наиболее распространенная форма финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;

• последующий - это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта, бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутриведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный, т.е. осуществляется через органы государственной власти и управления, направлен на объекты подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности..

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов и т.д.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, oтдельные физические лица на основе добровольности и безвозмездности.

Незавйсимый финансовый контроль проводят аудиторские фирмы.

Методы финансового контроля - совокупность способов; приемов и средств, с помощью которых осуществляется финансовый контроль.

Применение конкретного метода зависит от ряда факторов от правового положения, особенностей форм деятальности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Для осуществления контроля могут использоваться различые методы, к которым относятся: проверка, обследование, анализ, надзор, ревизия.

Проверка - производится по отдельным вопросам финансово хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов, основанных на регламентах; определяемых соответствующими контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля):

При этом выделяются документальные проверки, которые проводятся непосредственно на предприятии (в организации). Изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы, имеют право изымать документы, свидетепьствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании жетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (т. е. если они могут быть подменены или уничтожены).

Обследование - основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий (организаций) по месту их нахождения. При этом мoгут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др..

Анализ - комплексный подход в исследовании нескольких вопросов финансового состояния предприятия (например, изучение себестоимости, цены и прибыли), с целью общей оценки результатов деятельности. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным, проводиться по периодической или годовой отчетности.

Надзор - производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает проверку соблюдения ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны департамента страхового надзора Минфина России за страховыми фирмами.

Ревизия - один из важных методов финансового контроля, представляющий собой полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Ревизии подразделяются на комплексные и тематические.

Комплексные ревизии - наиболее распространённый вид проверок, охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учёта и др.. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в соответствующей области.

Тематические ревизии - проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, раэработать рекомендации по их преодолению. Все нарушения, выявленые в процессе проверки, отражаются в акте ревизии, который является официальным документом - на его основе делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения.. Ответственность за объективность его cоставления несет ревизор.

В акте ревизии должны быть описаны факты нарушений, указано вpeмя их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения, ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиватьея в управление проверяемой организации, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания. после ознакомления с актом ревизий руководйтель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений в следетвенные органы. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки; когда контролируются все документы и материальные ценности; и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчётных документов) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

В зависимости от цели ревизии применяются различные приемы ее проведения: сопоставление плановых и отчетных данных, проверка наличных денег, проверка документов. Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает следующие, поэтапные действия контрольных органов:

• инвентаризация. наличия и сохранности, товарно-материальных ценностей, незавершённого производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

• визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответтвие. предъявленных проверке документов утверждённым нормам выявление некачественных документов); арифметический подсчет итогов.

• проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям проводятся таксировка (проверка количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в Главной книге и т.д.;

• проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредиты и т.д.);

проверка правильности формирования отчетности - бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: