Милость Божия буди с вами!
Виноват! Прошу извинить и простить. Все собирался писать, - и не собрался до второго вашего письма. Благодарствую, что, несмотря на мою неисправность, написали.
Поздравляю вас с торжеством победы над неблаговолившими к проявлениям внимания Божией Матери к задонцам чрез икону ея Владимирскую. И владыка ваш хорошо сделал, назначив расследование, которое, - слава Богу! - привело к желанному концу.
Теперь торжествуйте опять с задонцами. Покров Божией Матери да установится над вами навсегда!
Что выгнали N, приятно слышать. Еретичка?!! Куда ей быть еретичкою. Она просто пустомеля, и на кого влияние имела, те ротозеи. Что вам пришлось по этому поводу потщеславиться и пофонфаронить, конечно, неодобрительно, но хорошо, что увидели то, осудили и каетесь. Видит сие Господь и прощает.
Что попали в бесчувствие и охлаждение, - это прямое следствие самовозношения и самодовольства. Следствие сие есть как наказание, как у пьяного головная боль по утру. Теперь поправляетесь. Дай Господи поправиться. - И сделать по пословице: Кнут не мука, а вперед наука.
|
|
Поговеть верно поговели (ваше письмо получено 30 июня).
Да будет сие во благо вам!
Во время разъездов следует вам из своих дел благочестия делать все возможное, без поблажки себе, и хоть жалеть, но не смущаться, когда исполнить всего не найдете возможности. Можно ходя и сидя творить молитвы, какие знаете на память, а иное исполнять, или заменять Иисусовою молитвою.
О нравственно-религиозном деле в семействе N. очень жалею, и вместе с вами готов кричать: o tempora! o mores!
Гибнет Русь православная! Враг нашел вход в стадо наше, и все пошло к верху дном.
Относительно вашего сына Рафаила - нечего более сделать, кроме того, что сделали, потолковали ему и добре, приложите теперь молитву. Кроме отца и матери кто усерднее может помолиться о детях. И постарайтесь делом поиметь сие преимущество пред другими.
Хорошо, что и за собою смотрите, и встречая неладности, скорбите о том и ревность имеете устранить то. Что больше и сказать об этом? - Ищете и ищите; ибо ища усердно, непременно и обрящете. Не оставляйте себя никогда на произвол течения дел, на авось! Нет! Добре смотрите за собою, и дйствуйте на себя по усмотренному в себе; доброе утверждайте, недоброе подавляйте и искореняйте. Имеем Спасителя, у Которого только и попечения, что о спасении нашем. Взывайте, услышит! И скажет: кошу, очистися.
- Из сравнений вы не на ту смоковницу похожи, как и все мы, которая проклята, а на ту, которая еще на год оставлена. Это воодушевительно, ибо дается достаточное время к поправлению дела. И воспользуйтесь тем.
|
|
Вашему приятелю N. доложите, что пока есть дыхание в ноздрях, упование спасения имеет место, и может увенчаться успехом. Стоит только придти к Спасителю. А Он грядущего к Нему никогда не ижденет. Сколько бы ни было грехов и как бы велики они ни были, все простит Господь кающемуся и искренно положившему не поблажать более себе, а напротив стоять добре, хоть бы из-за того угрожала смерть. Если не достает такого упования на Спасителя, молиться надо Ему же, - и подаст.
Как другие на Него смотрят, нечего на то обращать внимания, хоть бы то и действительно было, а не мечтательно. Пусть ведает, что кто искренно раскаялся, и разрешение получил от Господа чрез духовного отца в таинстве, и затем самым делом вступил на добрый путь и идет им, на того Господь благоволительно взирает, не поминая его прежнего нечествования. - Почему и ему самому, как бы ни был он грешен прежде, можно с дерзновением взирать в очи Божии и утешаться Его благоволением, не по продерзости какой, а по обетованию Спасителя. Пусть св. Павлу подражает, который говорит: вскую совесть моя судится от иныя совести (1Кор.10:29)? И в другом месте: - похваление наше сие есть - свидетельство совести нашей, яко в простоте и чистоте... жихом в мире (2Кор.1:12). Коль скоро имеется такое свидетельство пред лицем Бога, да пребывает друг ваш без всякого смущения.
Что касается до того, что ему мерещится, то, как он равнодушен сему, пусть и пребудет таким. Но пусть помолится и Господь избавит его от такого мерещения. Ибо бывает, что и враг такие вещи строит, чтоб лишить покоя того, кто отвратился от него и не служит более ему. Отмщает враг.
О переходе вашем в Воронеж, решайте сами, как знаете. Мне думается, впрочем, что решиться на это следует, когда отворится дверь для выхода из одного места, и для поступления в другое. А съобща действовать и складчину заводить не следует. Действуйте всякий сам по себе. И Бог да благословит и дружбу вашу, независимую ни от чего стороннего, и дела каждого из вас, как Его святой воле угодно. Благослови вас Господи!
Спасайтесь! Е. Феофан. Посылаю книжки и образочки.
2 июля 93 г., 5 июля 93 г.