Период | 1950 г. | 1960 - ранние 1970 гг. | Поздние 1970 -середина 1980 гг. | Поздние 1990 - 1990 гг. | 2000-е гг. |
Преобладающая тема | Бюджетное планирование и контроль | Корпоративное планирование | Позиционирование | Конкурентное преимущество | Стратегическая и организационная инновация |
Основные концепции и методы | Составление финансового бюджета. Планирование инвестиций. Оценка проекта | Прогнозирование на длительные и средние периоды. Методы корпоративного планирования Синергия | Анализ отрасли. Сегментирование. Кривые опыта. PIMS-анализ. SBUs (стратегические бизнес-единицы. Портфельное планирование | Ресурсы и способности. Стоимость акций. Управление знаниями. Информационные технологии | Корпоративные стратегии. Конкуренция за стандарты. Сложность и самоорганизация. Корпоративная социальная ответственность |
Организационные следствия | Системы составления организационного бюджета и капитальных смет становятся ключевыми механизмами координации и контроля | Создание отделов корпоративного планирования и долгосрочное планирование процесса. Слияния и поглощения | Мультидивизиональные и мультинациональные структуры. Большая отраслевая и рыночная селективность | Реструктуризация и реинжиниринг. Изменение направления. Аутсорсинг. Электронный бизнес | Альянсы и сети. Новые модели лидерства. Неформальные структуры. Меньшая зависимость от направления и большая - от тенденций |
Цель стратегии - обеспечить выживание и процветание фирмы. Это означает, что возврат на инвестированный капитал должен превышать стоимость капитала.
|
|
Существуют два варианта. Во-первых, фирма должна найти отрасль, в которой существуют благоприятные условия для развития, и норма прибыли превышает уровень конкуренции. Во-вторых, фирма получает преимущество над конкурентами в своей же отрасли и получать доход, превышающий среднеотраслевые показатели.
Эти варианты определяют и два основных уровня стратегии предприятия: корпоративной и бизнес-стратегии.
Быстрая адаптация к изменению условий внешней среды достигается через кажущиеся хаотическими процессы разрозненных откликов, в которых суммарная эффективность обеспечивается умеренным уровнем адаптивной напряженности и хорошей координацией. Для успешной координации необходимо применять аналитические подходы к формированию стратегии, особенно на уровне высшего руководства. Главная роль концепцией, теории и схем аналитиков состоит в том, чтобы задавать общее направление дискуссиям, обработке информации и обмену мнениями в организации, а также способствовать коммуникации и достижению консенсуса. В отличие от инноваций они стимулируют творческий потенциал.
|
|
С помощью стратегического анализа можно систематически анализировать причины успеха и неудачи бизнеса и использовать эти знания для формирования бизнес-стратегии.
Контрольные вопросы
1. Поясните роль стратегии в успехе фирмы.
2. Раскройте связи между фирмой и окружающей средой.
3. Что такое стратегическое соответствие?
4. Чем отличаются бизнес-модели от бизнес-стратегии?
5. Назовите основные источники высокой доходности фирмы.
6. Поясните связь между уровнем стратегии и организационной структурой.
7. Определите роль стратегического анализа при разработке стратегии.