Учение Бэкона о методе и основные черты индуктивного метода

Как и большинство мыслителей своей эпохи, родоначальник эмпиризма Фрэнсис

Бэкон (1561-1626), считая задачей философии создание нового метода научного

познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние

века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Бэкон

подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое

оправдание. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как пути к более

углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Наука - средство;

ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради

использования этих явлений для блага людей. Разрабатывая свой метод, Бэкон

прежде всего останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на

пути человека, находящегося в научном поиске. Он называет эти препятствия

идолами и выделяет четыре вида идолов:

1. Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за

несовершенства человеческого разума. Голова - как кривое зеркало. Человек

судит по своей природе, что и приводит к ошибкам. Человеку свойственно искать

факты, совпадающие с его мнением, и отбрасывать отрицательные инстанции. Для

устранения 1-го идола Бэкон рекомендует сверять показания чувств с реальными

объектами.

2. Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. Каждый человек

имеет свою нишу (пещеру) интеллектуального развития. Человек проецирует свой

духовный уровень на других. Решение: самокритичная оценка своих способностей.

3. Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка

науки, что ведет к ложным идеям и результатам. Решение: критическая оценка

соответствия терминов определяемых ими вещей.

4. Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких

выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы. В средние века

и в античности используется главным образом дедуктивный метод (мысль движется

от аксиом к частным выводам). По Бэкону же всякое познание и изобретение

должно опираться на опыт, т. е. должны двигаться от изучения единичных фактов

к общим положениям (индуктивный метод). Можно выделить два случая индукции:

полная (когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается

присущее им свойство) и неполная индукция (когда на основе наблюдения

конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса

явлений). В науке главным образом приходится прибегать к неполной индукции.

Заключение, сделанное на ее основе, носит лишь вероятностный характер и не

обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по

возможности более строгим, Бэкон считает необходимым искать не только факты,

подтверждающие определенный вывод, но и факты опровергающие его. Таким

образом индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и

выводов. Причем, Бэкон считает, что базис научного знания составляют те

положения, которые возникли на основании обобщения опытных фактов и доказаны

экспериментально. Это вовсе не означает, что он отрицает теорию и дедуктивный

метод. Он рассматривает два типа опытов:

1. Опыты "плодоносные". Они приносят сиюминутную пользу.

2. Опыты "светоносные". Их истинность объясняется на основе теории.

И без ее применения они не могут дать истины. Выделение отрицательных

субстанций (т.е. поиск фактов опровергающих определенный вывод) требует

усложнение опыта. Ставится новый опыт с новыми условиями, что невозможно без

наличия теории. Таким образом основным принципом метода Бэкона является

единство теории и практики. Можно выделить основное отличие философии Бэкона

от античной философии. В античной философии происходит идеализирование общего

(мир идей Платона). Аристотель критикует Платона, но придерживается взгляда,

что истина - от общего к частному, и что о единичном не может быть знания.

Бэкон же говорит, что процесс познания может происходить путем обобщения

опытных данных и таким образом может быть получено знание об общем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: