Текст для обсуждения

Перов Ю. В. Смысл истории. Перов Ю. В. Смысл истории // История и историчность. – СПб.: СПбГУ, 2000. – С. 60–80.

Библиографический список

1. Перов, Ю. В. Историчность и историческая реальность / - СПб.: СПбГУ, 2000.

2. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М.: Прогресс, 1990.

3. Гайденко, П. П. История и рациональность / П. П. Гайденко, Ю. А. Давыдов. – М.: Политиздат, 1991.

4. Гуревич, А. Я. Теория формаций и реальность истории / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. – № 11. – С. 3–43.

5. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М.: "Аспект Пресс", 1994.

6. Данилевский, Н. Л. Россия и Европа / Н. Л. Данилевский. – М.: Наука, 1991.

7. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996.

8. Конев, В. А. Философия культуры и парадигмы философского знания / В. А. Конев // Философские науки. – 1991. – № 6.

9. Марков, Б. В. Философия / Б. В. Марков, К. С. Пигров. – СПб.: СП6ГУ, 1996.

10. Межуев, В. М. Культура и история / В. М. Межуев. – М.: Политиздат, 1997.

11. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М.: Гносис, 1992.

12. Ортега-и-Гассет, X. История как система / Х. Ортега-и-Гассет //Вопросы философии. – 1966. – № 6. – С. 5.

13. Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М.: Изд-во полит. лит., 1991.

14. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М.: Прогресс, 1992.

15. Сравнительное изучение цивилизации. Хрестоматия. – М.: Аспект пресс, 1999.

16. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М.: Прогресс-Универс, 1996.

17. Философия и история культуры. – М.: Мысль, 2005.

Тема 15. Технический и общественный прогресс

Лекция 16. Общественный и технический прогресс. Понятие прогресса и проблемы смысла истории. Теории прогресса в философии XX века. Исторические типы общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Научно-технический прогресс и глобализация. Поворот к человеку в современной глобалистике. Глобальное сознание.

Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации. Социальное прогнозирование и его виды.

Семинар 16 Значение для человеческой культуры ускорения прогресса техники и технологии в XX веке, превращения науки в производительную силу общества. Связь технического и социального прогресса с развитием общественной мысли. Темы фиксированных выступлений 1. Прогресс и регресс, проблема идеала общественного развития.2. Философский смысл техники.3. Техника и культура. Тема для доклада Основные идеи работы Н. Бердяева «Человек и машина» // Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. – С. 143–162.

Библиографический список

1. Араб-Оглы, Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности / Э. А. Араб-Оглы //Вопросы философии. – 1990. – № 87. – С. 10– 20.

2. Бердяев, Н. Человек и машина / Н. Бердяев // Вопросы философии. 1989. № 2. – С. 143–162.

3. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.

4. Кантор, К. Д. Два аспекта мировой истории / К. Д. Кантор // Вопросы философии – 1990. – № 2. – С.76–88.

5. Мир восьмидесятых годов / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

6. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М.: Наука, 1990.

7. Новикова, Л. И. Цивилизация перед выбором / Л. И. Новикова //Философские науки. – 1990. – № 7. – С.17–20.

8. Солженицын, А. И. На возврате дыхания и сознания / А. И. Солженицын //Новый мир. – 1991. – № 5. – С. 36–38.

9. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1989.

10. На пути к современной цивилизации. – М.: Просвещение, 1992.

11. Сборник дидактических материалов к курсу "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира". – СПб.: Петрополис, 1993.

VI. Вопросы для экзамена, темы рефератов

1. Предмет, методы и структура философского знания.

2. Основные функции философии. Место философии в системе наук.

3. Главные онтологические категории (бытие, сущее, сущность и существование, единое и многое).

4. Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.

5. Пространство и время (эволюция представлений).

6. Движение и развитие. Основные формы движения.

7. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.

8. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

9. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение и как конструирование действительности.

10. Истина как цель познания. Основные концепции истины.

11. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рациональности.

12. Основные виды и формы существования знания, способы и пути накопления и передачи знания.

13. Характерные черты и многообразие научного знания. Эволюция идеала научности.

14. Основные модели и концепции развития науки. (Кун, Поппер, Лакатос, Фейерабенд).

15. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие науки.

16. Сциентизм и антисциентизм. Аксиологические проблемы науки.

17. Взаимосвязь научных и технических революций.

18. Философское учение о человеке (история и современность).

19. Происхождение человека, его специфика в ряду других существ. Философские проблемы антропосоциогенеза.

20. Структура человеческого сознания. Проблема происхождения сознания.

21. Человек как творец и творение культуры.

22. Понятие цивилизации и ее типы. Культура и цивилизация.

23. Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности в обществе.

24. Эволюция представлений об обществе. Социальный номинализм и реализм.

25. История как действительность общественной жизни. Основные концепции философии истории ХХ века.

26. Религия и ее роль в обществе.

27. Философские проблемы творчества.

28. Понятие социальной нормы, философское учение о ценности.

29. Право, мораль и нравственность.

30. Основные этапы развития философии: характерные черты, проблемы, представители и направления (Античность, Средние века, Возрождение и Новое время).

31. Эпоха Просвещения и немецкая классическая философия.

32. Основные течения философии ХIХ в. (позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология).

33. Философские школы и направления в ХХ веке (экзистенциализм, структурализм, постмодернизм, постструктурализм, аналитическая школа)

34. Основные течения в философской мысли России XIX–ХХ вв.

35. Информационная революция и становление информационного общества.

36. Россия, Восток, Запад – диалог культур в современном мире. Философские проблемы компаративистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: