В зависимости от того, на что направлена познавательная деятельность ученого - на анализ единичных, уникальных явлений или на обобщение явлений на основе установления законов, выделяют два подхода в научном познании явлений:
• направленность познания на наблюдение и описание уникальных, неповторяющихся событий и явлений, а также на регистрацию их особенностей.
Это идеографический подход, на который опираются, например, историографические науки. Такой подход может использоваться и в психологии для описания уникальных явлений или результатов неповторяющихся клинических наблюдений (Лурия, 1996);
• направленность познания на обобщение и поиск закономерностей, которым подчиняется множество событий и
явлений в мире. Это номотетический подход, который наиболее характерен для естественных наук (например, современная физика).
При реализации номотетического подхода в исследовании явлений полезно различать ряд общенаучных логико-гносеологических методов научного познания.
Индуктивный метод естественно-научного познания был разработан и сформулирован Ф. Бэконом. Суть метода - последовательное максимально широкое получение опытных данных с их последующим обобщением. Этот метод получения научных знаний позволяет зафиксировать и описать результаты наблюдений, измерений, экспериментов, но не позволяет указать внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения причины событий и явлений.
С того момента, когда ученые в определенной области знаний начинают ставить вопросы, направленные на объяснение наблюдаемых событий и явлений, требуется другой метод познания - гипотетико-дедуктивное познание.
Гипотетико-дедуктивный метод естественно-научного познания и его эффективность были продемонстрированы научному сообществу Галилео Галилеем и Исааком Ньютоном. Метод опирается на ряд процедур: а) выдвижение гипотез (и построение моделей), позволяющих объяснять и прогнозировать наблюдаемые события и явления; б) планирование и проведение экспериментальных исследований, позволяющих проверять прогнозы, которые вытекают из сформулированных гипотез; в) интерпретация полученных данных, на основе которых делается вывод о подтверждении или опровержении гипотез. Подтвердившиеся гипотезы приобретают статус научных теорий.
В точных науках (математика, геометрия, логика) используется аксиоматический метод познания, который основан на умозрительном конструировании (постулировании) символических объектов с последующим приписыванием им определенных свойств и на разработке правил их преобразования (см. ниже).
В современных исследованиях ученые могут в той или иной степени опираться на все методы получения научного знания, использование которых зависит от поставленных задач.
В настоящее время ученых сплачивает в научное сообщество не только следование какой-либо теории или идее, но и приверженность единой системе методов получения нового знания. При этом требуется:
• четко фиксировать цель, предмет, объект и результаты исследования;
• четко фиксировать средства исследования: методологию, теории, гипотезы, методы, методики;
• ориентироваться на потенциальную воспроизводимость полученных другими исследователями результатов при организации исследований в аналогичных условиях или при создании определенных экспериментальных ситуаций.