Механизм диагностики и отбора объектов реабилитации

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога ТЦ «Сфера», 2001. - 480 с.-М. [242-244]

Выявление детей и подростков, нуждающихся в реабилитационной помощи проводится на разных уровнях, различными специалистами, строго соответствующими области их профессиональной компетентности методами и методиками. Однако специалисты опираются на общую концепцию реабилитации в системе образования, четко определяющую сущность, задачи, принципы и содержание того или иного вида реабилитации (медицинская, социальная, психолого-педагогическая).

Выбор объектов реабилитации

Этапы диагностики:

На первом этапе проводится сканирование всех детей на предмет выделения общей группы риска.

Этим занимаются в основном педагоги всех учреждений образования, которые с помощью педагогического наблюдения и несложной педагогической диагностики определяют детей, нуждающихся в реабилитации. Их задачей не является определение сущности пробелов, недостатков, отклонений и проблем ребенка и их причин. Они ставят социально-педагогический диагноз: в чем заключаются трудности ребенка в процессе обучения, воспитания, общения с людьми и какого характера затруднения имеют педагоги, родители и сверстники во взаимодействии с ним.

На втором этапе дети группы риска обследуются по педагогическим характеристикам психологом или врачом (в зависимости от характера жалоб).

Цель скрининг группы риска - это первичное деление общей группы риска на подгруппы детей и подростков по сходным симптомам, например: дети с нарушениями поведения, неуспеваемостью, недостатками в познавательной сфере, часто болеющие и т.д. При этом психолог ставит психологический диагноз. Дети с одинаковым диагнозом проходят сходную по содержанию реабилитацию. Задача психолога - это отбор детей для более обстоятельного обследования у специалистов с целью отделения нормы, от патологии, с которой работают другие специалисты в специально организованных условиях.

Школьный врач ставит медицинский диагноз, на его основании ребенок относится к той или иной группе здоровья или направляется к узким специалистам.

На третьем этапе (за рамками образовательного учреждения) в специальных центрах, консультациях, комиссиях осуществляется глубокая диагностика со специалистами, определяющими сущность и причины патологии.

Четвертый этап - это диагностика собственно отклонений, составление индивидуальных реабилитационных маршрутов или программ. На этом этапе диагностическая работа вновь возвращается на уровень учреждения, в которой работают специалисты, компетентные в данной области. Для составления реабилитационных программ они проводят более глубокую диагностику личности реабилитанта. Например, педагоги делают срезы знаний, умений и навыков для оказания педагогической помощи, психологи выявляют личностные характеристики, уровень развития психических процессов; социальные педагоги изучают особенности средовой дезадаптации и проблемы межличностных отношений и т.п.

Таким образом, общая концепция социальной помощи детям и подросткам конкретизируется в региональных моделях реабилитационной службы, механизм функционирования и структура которых формируются на основе имеющихся условий и особенностей социальной ситуации. Социальный педагог занимает в этой службе вполне определенное место. Он участвует в социально-педагогической диагностике и отборе детей и подростков группы риска, осуществляет их социально-педагогическую реабилитацию, используя при этом особые средства и методы работы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: