История экономических учений играет фундаментальную роль в становлении экономиста и политика. Она с максимально объективных позиций знакомит с процессом исторического и логического развития зарубежной и отечественной экономической мысли. История экономической мысли наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для изучения функциональных и отраслевых экономических наук.
Курс истории экономических учений позволяет:
изучить становление теоретических разработок по формированию рыночной экономики и механизмов их практической реализации в индустриально развитых странах;
сосредоточить особое внимание на содержательной части конкретных проблем, исследуемых в западной и отечественной экономической теории, возможных вариантов их решения;
ознакомиться с прагматическим аспектом экономической теории и проследить, как по мере становления и развития рыночного механизма хозяйствования модифицируется экономическая политика государства;
познать исторический процесс развития конкретных функциональных и отраслевых экономических дисциплин, основные положения теории и практики западного предпринимательства, конкуренции, маркетинга, законов рыночной экономики, механизмов функционирования бюджетно-налоговой и кредитно-денежной систем и т.д.;
изучить методологию, содержание её инструментов, эволюцию способов и приёмов познания, многообразие методологических основ, используемых представителями различных школ и направлений при анализе социально-экономических явлений.
История экономических учений призвана выполнять многообразные функции. Среди них:
онтологическая (познание сущности социально-экономических явлений, предпосылки их возникновения, эволюции);
гносеологическая (выработка теоретических конструкций, приёмов и способов, содействующих правильному познанию явлений);
эвристическая ( определение закономерности становления и эволюции экономической мысли);
методологическая (как фундаментальная наука по отношению к функциональным и отраслевым наукам);
идеологическая (систематизация основополагающих идей, взглядов, создание научной основы для формирования экономического мышления, мировоззрения);
прагматическая (ознакомление с научными основами формирования, эволюции экономической политики государства, с различными моделями её практического воплощения, рекомендациями по решению многообразных проблем общественного развития).