Этапы маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования в соответствии с Международным кодексом маркетинговых исследований заключаются в объективном сборе и анализе полученной информации в соответствии с общепринятими научными методами. Являясь важнейшей функцией маркетинга, исследования предполагают их четкую организацию по определенной схеме.

Маркетинговое исследование - сложный иерархический процесс, последовательно протекающий во времени и связанный со всеми этапами маркетинга. Маркетинговое исследование включает следующие этапы:

1ЭТАП. Разработка общей концепции данного маркетингового исследования: выбор цели (обычно в форме конкретного заказа маркетинговой службы определенной формы), выдвижение гипотез, разработка алгоритмов решения, постановка задач.

2 ЭТАП. Конкретизация задания, разработки данного маркетингового исследования: формирование статистического банка, т.е. набора методов наблюдения и анализа

3 ЭТАП. Сбор, обработка и хранение информации: формирование информационного банка

4 ЭТАП. Анализ, моделирование и прогнозирование данных: формирование банка моделей, оформление результатов (разработка таблиц, динамических рядов и т.п.), составление выводов и рекомендаций (в письменной форме с графиками и диаграммами)

5 ЭТАП. Оценка эффективности маркетинговых исследований.

Именно с маркетинговых исследований начинается любая маркетинговая операция, на всех этапах которого, происходит постоянная информационно-аналитическая поддержка и обеспечение, при этом исследованиям отводится первый этап маркетинговой деятельности. Приступать к выработке концепции исследования и разработке плана можно только после определения проблемы, требующей решения с помощью инструментов маркетинга. Только после точного установления проблемы может быть разработан план исследований с целью предоставления необходимой информации. Этапом процесса определения проблемы является постановка целей конкретного исследовательского проекта. Каждый проект должен иметь одну или несколько целей.

Рассмотрим характеристику основных этапов маркетингового исследования.

Концепция маркетингового исследования - это подробное определение содержания предмета исследования, общая постановка задачи в пределах выбранной проблемы, выработка рабочей гипотезы. Цель исследования зависит от фактического состояния рынка. Общая постановка задачи, вытекающая из стратегических целей маркетинговой деятельности направлена на снижение уровня неопределенности управленческих решений. Маркетинговые исследования направлены на определение и решение какой-либо конкретной проблемы, т.е. совокупности ряда частных задач. Проблематика маркетингового исследования может вытекать, например, из вида товара, специфики его потребления, уровня насыщенности рынка, как частная проблема в этом случае возникает необходимость исследования либо, либо спроса. Наиболее типичные направления маркетинговых исследований показаны в таблице.

Таблица.

Направления маркетинговых исследований.

Направления Возможная тематика
Изучение макросреды Исследование законодательных рамок деятельности, экономических условий, социально-культурных изменений, демографические тенденций, экологических проблем
Изучение внутренней среды Исследование призводственно-сбытовой деятельности, производственного портфеля, сильных и слабых сторон фирмы
Изучение рынка Исследование характеристики рынка, его потенциальных возможностей, тенденции деловой активности, распределения долей рынка между конкурентами
Изучение конкурентов Исследование товаров конкурентов, их сильных и слабых сторон, занимаемой доли рынка, оценка положения на рынке, поиск путей сотрудничества и кооперации
Изучение потребителей Исследование реакции потребителей на маркетинговые стимулы, поведение в процессе покупки, мотивация и предпочтения при выборе товаров, факторов их определяющих
Изучение товаров Исследование потребительских характеристик конкретного товара, тестирование товара, упаковки
Изучение цен Исследование эластичности спроса по цене, состав затрат на товар, возможностей увеличения прибыли
Изучение сбыта Исследование возможностей товародвижения, особенностей деятельности различных типов посредников, используемых приемов продаж
Изучение маркетинговых коммуникаций Исследование и тестирование рекламы конкретного товара, проблем информации потребителей стимулирования сбыта

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: