Все предшествующие рассуждения, разумеется, были предварительными. Пора приниматься прямо за наш предмет. Для этого попытаемся его определить. Как возможно определение культуры? Вспомним пока, как вообще может быть определен какой-либо предмет. Скажем, мы пытаемся дать определение такого предмета, как стул. Мы говорим, что стул это предмет мебели, предназначенный для того, чтобы на нем сидели, у стула нет подлокотников, у него есть спинка, и на нем может сидеть только один человек. Что в логическом смысле слова мы сделали? Мы нашли некоторый класс предметов, которые назвали "предметы мебели", а затем попытались выделить из них интересующий нас стул. Выделяли мы его с помощью признаков, которые отличают стул от других предметов мебели: у него, в отличие от других предметов мебели, особое предназначение (на нем сидят), от табурета он отличается тем, что у него есть спинка, от кресла он отличается тем, что у него нет подлокотников и т.д. После всего этого, нам очень легко найти среди всех возможных предметов стул.
Предмет и объект науки
Такое определение получило в логике название определения через род (в данном случае это мебель) и видовое отличие (один или множество существенных признаков, по которым мы выделяем данный предмет, отличаем его от сходных).
Сможем ли мы осуществить ту же логическую операцию, когда захотим дать определение культуры? Наверное, нет.
Очевидно, что если мы в качестве ближайшего рода возьмем весь мир, то культура может быть выделена из него как нечто, связанное с человеком. Тогда культурой может быть названо все, что делает человек, как он это делает и, может быть, все, что с ним делается. Не слишком ли это широко, а потому и слишком неопределенно? Ведь в таком случае в качестве культуры будет мыслиться все, что не является природой, все, созданное человеком, и наука о культуре поглотит собой все остальные научные дисциплины, которые с той или иной стороны изучают человеческую жизнь. Здесь, разумеется, важно не возможное возмущение специалистов (скажем по лингвистике, экономике или психологии), желающих сохранить свою автономию. В науке нет "своего огорода", поэтому таким возмущением можно и пренебречь. Важно то, что в сущности мы не смогли ничего сказать о природе культуры, о том, что, собственно, она собой представляет. Нам придется искать глубже или вообще оставить попытки выделить культуру в родовидовом определении.