Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Культурология
Направление подготовки: 081100.62 Государственное и муниципальное управление
Профиль подготовки: Общий
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Тверь
Рабочая тетрадь состоит из разноуровневых, тематически объединенных заданий. Задания составлены с учетом требований компетентностного подхода к обучению и позволяют организовать практическую деятельность студентов на занятии, дают возможность углубленно изучить основные проблемы курса, систематизировать знания о процессах взаимодействия природы, человека, общества, культуры и сформировать личную позицию в отношении современных социокультурных процессов.
Для заполнения «Рабочей тетради» используйте базовый учебник: Культурология: учебник для бакалавров / под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт, 2012. – 566 с. и словарь – глоссарий, помещенный в конце рабочей тетради, сеть «Интернет».
Тема 1. Культурология как наука.
1. Раскройте содержание следующих терминов и понятий
- культура………………………………….
-культурология………………………………
-история культуры………………………………………..
- социология культуры……………………………………………..
- культурная антропология………………………………………………
- прикладная культурология…………………………………………………………
2. С какими науками у культурологии междисциплинарные связи? Какие стороны культуры они раскрывают?
3. Из каких основных разделов состоит культурология?
4. Каковы основные методологические подходы в изучении культуры?
Тема 2. Типология культуры.
1. Как соотносятся этническая и национальная культура?
2. В чем состоит различие между традиционной и инновационной культурами?
3. Почему возникло различие между культурами Запада и Востока, Севера и Юга?
4. Как сочетается разнообразие культур с культурным единством человечества?
5. Чем обусловлено своеобразие русской культуры?
Тема 3. Феномен культуры.
1. В чем состоят особенности информационно-семиотического подхода к культуре?
2. Чем отличаются функциональные знаки от естественных?
3. Чем отличается культурная ценность от нужности?
4. Какова Ваша система ценностных ориентаций?
(напишите Ваши жизненные ценности в порядке приоритета)……………………………………………………………………………………
Тема 4. Первобытно-синкретический тип культуры
1. Раскройте содержание следующих терминов и понятий
- синкретизм
- анимизм
-тотемизм
- фетишизм
- магия
- мифология
2. Известный немецкий учёный и путешественник Б.Гржемек передавал историю, услышанную от одного из офицеров, служивших во французской колонии Берег Слоновой Кости: "Недалеко от городка... была небольшая, издали очень красивая роща. В один из дней офицер решил прогуляться туда, но был остановлен своим помощником-африканцем. “Бога ради, не ходите в этот лес! Ни один белый не имеет права посещать его... и я не могу поручиться, что, войдя в этот лесок, вы не схлопочете ядовитую стрелу или через пару дней не умрёте от какой-нибудь загадочной болезни. Лес этот — табу! Африканцы утверждают, что в нём живут боги”.
Оказалось, что это табу ранее проявляло своё действие. На опушке леса виднелись обгоревшие развалины фабрики, построенной там предпринимателем-бельгийцем. Он получил или купил землю у колониальных властей, но, согласно верованиям жившего в этих местах народа бауле, земля принадлежала одному из местных божеств. Жрецы сначала предложили бельгийцу принести в жертву вола, но белый отказался. Он считал, что земля и так принадлежит ему. Вскоре он внезапно умер при загадочных обстоятельствах, а вслед за ним умерли его младший брат и сын. В семье бельгийца остались только женщины. Они конечно, поспешили вернуться домой в Европу. Вскоре здание фабрики сгорело дотла...
- Что такое табу?
- Какие табу Вы еще знаете?