Истоки русской грамматической мысли. Грамматические учения М.В. Ломоносова. Грамматические системы К.С. Аксакова и Н.П. Некрасова. Логико-грамматическое направление в языкознании (Ф.И. Буслаев). А.А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа. Казанская лингвистическая школа. Концепция И.А. Бодуэна де Куртенэ. Московская лингвистическая школа. Грамматические взгляды Ф.Ф. Фортунатова. А.А. Шахматов и его ученики. Связь русского и европейского языкознания.
Задания для подготовки к лекции:
Повторить историю развития науки и культуры России и подготовиться к лекции-беседе.
Тема 14. Концепция Фердинанда де Соссюра – новый этап в развитии языкознания (2 часа)
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Язык и речь. Системность языка. Сущность языкового знака. Учение о синхронии и диахронии. Внешняя и внутренняя лингвистика. Социальная составляющая языка. Значение идей Соссюра для развития лингвистики XX века.
Задания для подготовки к лекции:
Повторить материалы Модуля №1 и подготовиться к лекции с элементами беседы.
|
|
Тема 15. Лингвистика XX в. Современные школы языкознания (2 часа)
Основные лингвистические школы и направления, сложившиеся в первой половине XX в. Петербургская лингвистическая школа. Женевская лингвистическая школа. Школа А. Мейе и социологизм в языкознании. Принципы лингвистического структурализма и его претензии. Пражская школа лингвистического структурализма. Датский структурализм (глоссематика). Основные направления американского структурализма. Лондонская школа структурализма. Эстетическая школа К. Фосслера. Школа «слов и вещей» Г. Шухардта. Достижения сравнительно-исторического языкознания в XX в. Некоторые направления и школы в языкознании последних десятилетий XX в. Русское языкознание XX в. Л.В. Щерба и его роль в развитии фонетики и фонологии. Актуальность идей Е.Д. Поливанова и других русских языковедов для современных лингвистических концепций.
Задания для подготовки к лекции:
Повторить основные научные парадигмы XX в.
Раздел II
Модуль № 4