Сущность, цель и задачи церковной проповеди

Сущность проповеди. Приступая к изложению теории церковной проповеди, необходимо прежде всего дать определение ее сущности. Правильное представление о существе проповеди имеет большое значение прежде всего для практической деятельности пастыря-проповедника. Такое знание позволит пастырю безошибочно определять содержание своих поучений в любых случаях пастырской практики. Что есть проповедь в своем существе? В первосвященнической молитве к Богу Отцу Христос Спаситель говорит: «Я передал им слово Твое;... освяти их истиною Твоею; слово Твое есть Истина» (Ин. 17,14,17). Слово Божие есть сама истина. Это та всесовершенная истина, которая дается человечеству в учительном слове Церкви и которая способна удовлетворить все его духовные запросы. В слове Божием содержится учение о Боге-Творце, о мире видимом и невидимом, о человеке, его грехопадении искуплении, в нем даны ответы на главные вопросы его временной жизни и вечного бытия. Возвещение и изъяснение миру этого Божественного учения составляет основное назначение Церкви Христовой в истории человечества. Вне этих божественных начал невозможна учительная деятельность Церкви, немыслима и проповедническая деятельность православного пастыря. Богооткровенный источник содержания церковной проповеди является главным ее отличием от любой речи не церковного характера. Светский оратор в своих суждениях исходит из личных взглядов и убеждений и в соответствии с этим строит содержание своих выступлений. Не так обстоит дело в области церковного учительства. Пастырская проповедь должна содержать изложение учения, данного свыше и запечатленного авторитетом святой Церкви, в свете которого рассматриваются и изъясняются все вопросы личной и общественной жизни человека. Божественная истина, являясь

* Настольная книга священнослужителя, т.2, М.,1978, с.167.

краеугольным камнем проповеди пастыря Церкви, должна иметь непосредственное отношение к его личной жизни и деятельности. Ибо пастырь призван не только возвещать Богооткровенное учение, т.е. сообщать и передавать его другим, но и свидетельствовать о нем. Это возможно тогда, когда божественная истина, воспринимаемая верой, утверждается в проповеднике благочестивой жизнью, личным подвигом спасения во Христе. Такой проповедник свидетельствует истину Божию и словом, и самой жизнью. Поэтому хрис тианская проповедь в своем существе может быть определена как свидетельство истины Божией. свидетельство о Иисусе Христе, Спасителе мира. которое должно основываться на внутренней благодатной жизни проповедника и выражаться в слове. Именно поэтому Спаситель и Его апостолы нередко называли проповедь «свидетельством»(Ин. 1,15; Деян. 1,8). Наименование проповеди свидетельством указывает на такое раскрытие содержащихся в ней предметов, которое не только бы показывало в слове, но и являло несомненную силу, жизненную ценность, совершеннейший характер христианских идей.

Цель и задачи церковной проповеди. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17) —этот призыв Христа к человечеству является средоточием евангельской проповеди. Все содержание проповедей Спа-сителя и Его учеников является дальнейшим раскрытием великой и светоносной идеи Царства Небесного. Цель церковной проповеди — призыв ко спасению (2 Фее.2,13,14), к жизни и нетлению (2 Тим. 1,10), то есть к наследию Царства Небесного. Этой целью должно определяться содержание любой церковной проповеди и ее существенные задачи*.

Решение задач церковного проповедничества должно основываться на правильном понимании христианства, которое предполагает свободное и сознательное усвоение его последователями божественного учения. Истина Христова есть свет, просвещающий внутренний мир человека и открывающий ему путь истиной свободы (Ин. 8,32), она отвечает на самые существенные вопросы его бытия: зачем он живет и что он должен делать. Поэтому существенная задача церковной проповеди состоит в том, чтобы дать слушателям понимание главного смысла жизни, усвоив который можно

свободно избрать христианскую систему жизненных ценностей. Христианское мировоззрение, сделавшись достоянием человека, просвещает светом истины его разум, чувства и волю, наполняет положительным содер-жанием не только его внутреннюю жизнь, но и внешнюю деятельность в

*(В гомилетической литературе встречаются и более тщательные исследования данной темы. Так, профессор Н.И.Барсов указывает, что ближайшей целью церковной проповеди является научение(теоретическое) и наставление (практическое — для жизни) слушателей в истинах веры, что принято обозначать одним словом«назидание». Поэтому цель всякой христианской проповеди заключается в назидании членов Церкви Христовой. Назидание обнимает собой всего человека, касается всей полноты его духовных сил: разума, чувства воли. (Н.И.Барсов. Лекций..., ее. 189—190).

области личных и общественных отношений. Поэтому созидание у слушателей христианского мировоззрения и самой жизни во Христе является самой существенной задачей церковного проповедничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: