К теме 12. Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной

Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений.

В чем главная сущность этой педагогики? Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.)

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.

Отличительные признаки:

– смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;

– сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;

– обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучающимся, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Гуманизировать этот процесс – это создать условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Учителем гуманизма называют Карла Роджерса (родился в США в 1902 г.). В школе как малоспособный ученик подвергался унижениям со стороны учителей, но это его только укрепило в стремлении самому стать педагогом. Став педагогом, был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Создал кружок гуманистической ориентации, который превратился со временем в крупнейший исследовательский центр. В своей книге «Freedom to Learn for the 80’s» К. Роджерс писал, что нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию чеовека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ. – facilitate), учитилей – фацилитаторами. X От них требуется одно – определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются.

К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:

· Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.

· Основные элементы – уроки и экзамены.

· Учитель является руководителем, учащийся – подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.

· Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре.

· Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.

· Учитель верит, что обучаемым лучше всего руководить, держа его периодически или постоянно в чувстве страха (публичная критика, высмеивание и т. д.).

· Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей. Учитель также не имеет права голоса.

· В школе место не для личности, а для интеллекта.

К. Роджерс предложил новую модель образования – модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений:

1. Главное условие: фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся, чтобы понять – они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя.

2. Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.

3. Учитель руководствуется собственным опытом.

4. Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора.

5. В классе создается климат, облегчающий обучение.

6. Все направлено на поддержание учебно-воспитательного процесса. Содержание, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.

7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

8. Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.

9. В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение – собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.

В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих учащегося на всем протяжении его обучения. Он будет:

– принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать;

– находить выход для своего творчества;

– открывать, что учиться интересно;

– ожидать, когда же наконец наступит время, идти в школу;

– любить и уважать учителей так, как они любят его;

– Открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации, самодисциплины и т. д.

Итак, гуманистическая педагогика – это наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с правом самовыражения и свободой выбора.

Ш. Амонашвили. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», изд. «Педагогика», 1984.

Исходные педагогические позиции, которые предопределяют установление отношение между педагогом и учащимися:

1. Управлять обучением и всей школьной жизнью учащихся с позиции их интересов.

2. Постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого учащегося.

3. Сотрудничать с учащимися в процессе обучения.

4. Быть этичным по отношению к учащемуся, уважать и поддерживать его достоинство. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Избр. пед. соч. в 3-х т.: М., 1979 г.

5. Гуманное общество могут создавать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм. «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром». Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия учащемуся, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей его развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Рекомендуемая литература

1. Амонашвили, Ш. А.:«Размышления о гуманной педагогике», М., 1996, с. 7-50, 77

2. Барышева, Т.А. Эмоциональные истоки насилия и мотивированное ненасилие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жиголов // Воспитание свободной, независимой, ответственной личности: Сб. матер. 7 Междунар. конф. по педагогике ненасилия.– Ч. II.– СПб., 1994.– С. 79–80.

3. Абушева, Е.А. Педагогика ненасилия в педтехнологии / Е.А. Абушева // Там же.– С. 69–70.

4. «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня», под ред. Селивановой Н. Л., М., 1998 (на выбор).

5. Рыданова И. А.: «Основы педагогики общения»: Минск, 1998, с. 9-18, 45-61.

6. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев.– М., 1995.

7. Демакова И. Д.: «Воспитание в условиях гуманизации образования», Республиканский центр развития образования МНОУР, издание 1999.

8. Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии / И.А. Зимняя.– М., 1992.– С. 3–6.

9. Корчак Я.: «Как любить ребенка: книга о воспитании», М. Политиздат, 1990

10. Лазутова, М. Табу на жестокость пока отсутствует в нашем сознании / М. Лазутова // Педагогический вестник.– 1995.

11. «Новые ценности образования», под ред. О. С. Газмана и др., Вып. 2, вып. 6, М. РАО, 1995-96 г.

12. Работа для будущего, книга для учителей. Сост. Малинин: М., «Просвещение», 1989.

13. Сорока-Росинский: «Школа им. Достоевского», М. Педагогика, 1991. Щуркова Н. Е.: «Воспитание детей в школе», М., 1999, с. 22-29, 76-

14. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Избр. пед. соч. в 3-х т.: М., 1979, т. 1.

15. Спирин, Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин.– Кострома, 1994.

16. Орлов А. Б. «Психология личности и сущности человека: парад, проекции, практики», М., 1995, с. 102, 103, 107.

17. В. П. Бедерханова «Летний дом», Краснодар, 1993.

18. Шацкий С. Т.: «Бодрая жизнь», избр. пед. соч. в 2-х т.: М., 1980, т. 2, с. 7- 2

Тема 13: ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОЦЕССЫ.

План


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: