Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана после обретения им самостоятельности стало налаживание сотрудничества со странами СНГ.
Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект «О формировании Евразийского союза государств» был опубликован в июне 1994 года. Суть проекта заключалась в предложении углубить интеграционные процессы на постсоветском пространстве; сблизить национальные законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими.
В 1996 году в Москве было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Для достижения целей Договора были учреждены совместные органы управления интеграцией: Межгосударственный Совет (высший орган), Интеграционный Комитет (постоянно действующий исполнительный орган), Межпарламентский Комитет (орган межпарламентского сотрудничества). Договор был открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.
|
|
В октябре 1997 года в Москве состоялось первое заседание глав государств «четверки». Были утверждены приоритетные направления реализации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года.
В 1998 году в Москве были подписаны соглашения: об общем таможенном тарифе, акцизной политике и др. В том же году, в Москве, лидеры государств подписали инициированное Казахстаном заявление «О десяти простых шагах навстречу простым людям» для улучшения условий взаимных контактов и жизнедеятельности граждан четырех государств, было принято решение о присоединении к Таможенному союзу Республики Таджикистан.
В феврале 1999 года в Москве на очередном заседании было принято решение о правовом оформлении присоединения Таджикистана к объединению «четырех». Главы пяти государств подписали основной документ — «Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве», который явился продолжением мартовского договора 1996 года.
В октябре 1999 года в Москве на заседании Межгосударственного совета была принята Московская декларация глав государств о едином экономическом пространстве, Соглашение о реализации договора о Таможенном союзе, Договор о законодательной базе.
В 2000 году Президенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали в Астане Договор об учреждении на базе Таможенного союза новой международной экономической организации — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
|
|
В мае и сентябре 2002 года в Москве и Астане состоялись заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств.
Были рассмотрены: проект Положения о едином налоговом удостоверении физического лица на территориях государств — членов ЕврАзЭС, проект Соглашения об общей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств Сообщества. Участники заседания рассмотрели вопросы создания общего таможенного тарифа и введения российского рубля в качестве международной расчетной единицы в пространстве ЕврАзЭС. В ходе заседания не удалось достигнуть договоренности в вопросе неприменения специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле.
В целом, из принятых в рамках ЕврАзЭС 55 международных договоров на сегодня вступило в силу 40. Из них в полном объеме реализуются только 9, не в полной мере выполняются 23, не реализуются 7 договоров. Не решены вопросы формирования общего таможенного тарифа, транспортного тарифа, сотрудничества в водно-энергетическом секторе, сфере углеводородного сырья.
Первостепенное значение во внешней политике Казахстана уделялось отношениям с Россией. Это и понятно. На долю России приходилось к моменту обретения независимости 66% всего, что ввозил Казахстан из-за границы. В свою очередь, Казахстан поставлял в Россию более двух третей от своего вывоза, при этом 80% экспорта составляло сырье и полуфабрикаты. Из всей сельскохозяйственной продукции 40% поставлялось в Россию. В 2000 году Россия продолжала оставаться основным экономическим партнером Казахстана: по экспорту — 1 место, по импорту — 1 место.
В мае 1992 году между Казахстаном и Россией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в котором юридически зафиксирован принцип взаимного уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности и существующих границ друг друга.
В марте 1994 года, в ходе первого официального визита в Россию Президента Н. Назарбаева и в январе 1995 года, в результате рабочей встрече Н. Назарбаева с Б. Ельциным, был подписан пакет из 22 межправительственных документов, соглашений и протоколов.
В их числе: Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве,
Соглашение об основных принципах использования космодрома Байконур, Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран, Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами России, прибывающими для постоянного проживания в Казахстан, и гражданами Казахстана, прибывающими для постоянного проживания в Россию, Соглашение о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли и ряд других.
Этими документами были созданы правовые условия для унификации внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, ценового, налогового и другого хозяйственного законодательства для создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное развитие производственных связей и предпринимательства, равные возможности и гарантии для граждан и субъектов хозяйственной деятельности двух государств.
В 1998 году был подписан Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией. В июне 2000 года состоялся визит в Россию Н. Назарбаева, в октябре состоялся официальный визит в Казахстан Президента России В. Путина. В ходе визитов подписано несколько двусторонних соглашений: Декларация о сотрудничестве в Каспийском море, Меморандум о сотрудничестве в гуманитарной сфере,
|
|
Меморандум о сотрудничестве в области топлива и энергетики, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, Соглашение о статусе представителей российских СМИ в Казахстане и казахстанских — в России, Соглашение об открытии российского консульства в Уральске и казахстанского — в Астрахани, Протокол о создании филиала МГУ им. Ломоносова в Казахстане.
В ноябре 2001 года правительства России и Казахстана подписали Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 10 лет.
В отношении с непосредственными соседями Казахстана важное значение имеет подписание в апреле 1994 года Договора о создании Единого экономического пространства между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией и создание на его основе Центрально-азиатского Союза. В рамках Союза в 1994 году были созданы Межгосударственный Совет трех стран, Совет премьер-министров. С июля 1994 года начал функционировать Центрально-азиатский банк развития.
В июне 2000 года в Астане прошла встреча председателей правительств Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой одобрена стратегия интеграционного развития стран региона до 2005 года и программа первоочередных мер по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года.
В Казахстане утверждена государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы, передает корреспондентTengrinews.kz. Соответствующий указ Главы государства Нурсултана Назарбаева был опубликован в официальной прессе 2 октября.
Борьба с терроризмом и экстремизмом
Правительству Казахстана поручено в течение месяца по согласованию с Администрацией Президента разработать и утвердить план мероприятий по реализации программы. Принимать меры по реализации программы поручено центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, которые непосредственно подчинены и подотчетны Главе государства. "Контроль за исполнением настоящего указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан", - говорится в опубликованном сообщении.
|
|
Главная цель программы - обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.
"При этом особое внимание программой уделено привлечению общественности к профилактической работе и модернизации информационно-пропагандистской работы среди целевых групп. Большинство профилактических мероприятий, которые предусмотрены программой, будут реализованы впервые", - отмечается в комментарии к опубликованному указу
В июле 1999 года в Казахстане был принят Закон "О борьбе с терроризмом", определивший правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в республике, порядок деятельности государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Безусловно, определяющим фактором в противодействии международному терроризму и экстремизму является создание условий, способствующих предотвращению их проявлений на территории страны. Надо отметить, что осуществляемая деятельность по борьбе с этими вызовами и угрозами в Казахстане является не только набором силовых методов. Все понимают, что данную проблему таким образом не решить. Главное - создание условий (социально-политических, экономических, культурных) с тем, чтобы выбить почву из-под ног носителей и проповедников экстремистских идей и учений.
Поэтому в решении этой проблемы необходимо использовать весь комплекс имеющихся в распоряжении у государства и общества возможностей. В этой связи важна позиция духовенства, творческой и научной интеллигенции, средств массовой информации. Без реальной помощи честных людей, патриотов своего Отечества, заинтересованных в сохранении благополучия своего очага, своих родных и близких эффективность проводимых мероприятий будет низкой. Необходимым условием дальнейшего процветания демократического Казахстана в условиях мира и безопасности должно стать содействие решению этой задачи всех организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности.
В Учебном центре комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан постоянно проводится работа по изучению понятий терроризма и религиозного экстремизма, как среди сотрудников, так и среди слушателей первоначальной подготовки. Так, согласно учебного и тематического плана преподавателями цикла юридической подготовки проводятся занятия со слушателями первоначальной подготовки на тему: "Понятие терроризма и религиозного экстремизма". В соответствии с тематическим планом занятий по боевой и служебной подготовки по данной тематике проводятся занятия, как с аттестованным составом, так и с сотрудниками по вольному найму.