Основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе

Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана после обретения им самостоятельности стало налаживание сотрудничества со странами СНГ.

Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект «О формировании Евразийского союза государств» был опубликован в июне 1994 года. Суть проекта заключалась в предложении углубить интеграционные процессы на постсоветском пространстве; сблизить национальные законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими.

В 1996 году в Москве было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Для достижения целей Договора были учреждены совместные органы управления интеграцией: Межгосударственный Совет (высший орган), Интеграционный Комитет (постоянно действующий исполнительный орган), Межпарламентский Комитет (орган межпарламентского сотрудничества). Договор был открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.

В октябре 1997 года в Москве состоялось первое заседание глав государств «четверки». Были утверждены приоритетные направления реализации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года.

В 1998 году в Москве были подписаны соглашения: об общем таможенном тарифе, акцизной политике и др. В том же году, в Москве, лидеры государств подписали инициированное Казахстаном заявление «О десяти простых шагах навстречу простым людям» для улучшения условий взаимных контактов и жизнедеятельности граждан четырех государств, было принято решение о присоединении к Таможенному союзу Республики Таджикистан.

В феврале 1999 года в Москве на очередном заседании было принято решение о правовом оформлении присоединения Таджикистана к объединению «четырех». Главы пяти государств подписали основной документ — «Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве», который явился продолжением мартовского договора 1996 года.

В октябре 1999 года в Москве на заседании Межгосударственного совета была принята Московская декларация глав государств о едином экономическом пространстве, Соглашение о реализации договора о Таможенном союзе, Договор о законодательной базе.

В 2000 году Президенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали в Астане Договор об учреждении на базе Таможенного союза новой международной экономической организации — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

В мае и сентябре 2002 года в Москве и Астане состоялись заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств.
Были рассмотрены: проект Положения о едином налоговом удостоверении физического лица на территориях государств — членов ЕврАзЭС, проект Соглашения об общей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств Сообщества. Участники заседания рассмотрели вопросы создания общего таможенного тарифа и введения российского рубля в качестве международной расчетной единицы в пространстве ЕврАзЭС. В ходе заседания не удалось достигнуть договоренности в вопросе неприменения специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле.

В целом, из принятых в рамках ЕврАзЭС 55 международных договоров на сегодня вступило в силу 40. Из них в полном объеме реализуются только 9, не в полной мере выполняются 23, не реализуются 7 договоров. Не решены вопросы формирования общего таможенного тарифа, транспортного тарифа, сотрудничества в водно-энергетическом секторе, сфере углеводородного сырья.

Первостепенное значение во внешней политике Казахстана уделялось отношениям с Россией. Это и понятно. На долю России приходилось к моменту обретения независимости 66% всего, что ввозил Казахстан из-за границы. В свою очередь, Казахстан поставлял в Россию более двух третей от своего вывоза, при этом 80% экспорта составляло сырье и полуфабрикаты. Из всей сельскохозяйственной продукции 40% поставлялось в Россию. В 2000 году Россия продолжала оставаться основным экономическим партнером Казахстана: по экспорту — 1 место, по импорту — 1 место.

В мае 1992 году между Казахстаном и Россией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в котором юридически зафиксирован принцип взаимного уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности и существующих границ друг друга.

В марте 1994 года, в ходе первого официального визита в Россию Президента Н. Назарбаева и в январе 1995 года, в результате рабочей встрече Н. Назарбаева с Б. Ельциным, был подписан пакет из 22 межправительственных документов, соглашений и протоколов.

В их числе: Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве,

Соглашение об основных принципах использования космодрома Байконур, Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран, Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами России, прибывающими для постоянного проживания в Казахстан, и гражданами Казахстана, прибывающими для постоянного проживания в Россию, Соглашение о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли и ряд других.

Этими документами были созданы правовые условия для унификации внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, ценового, налогового и другого хозяйственного законодательства для создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное развитие производственных связей и предпринимательства, равные возможности и гарантии для граждан и субъектов хозяйственной деятельности двух государств.

В 1998 году был подписан Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией. В июне 2000 года состоялся визит в Россию Н. Назарбаева, в октябре состоялся официальный визит в Казахстан Президента России В. Путина. В ходе визитов подписано несколько двусторонних соглашений: Декларация о сотрудничестве в Каспийском море, Меморандум о сотрудничестве в гуманитарной сфере,

Меморандум о сотрудничестве в области топлива и энергетики, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, Соглашение о статусе представителей российских СМИ в Казахстане и казахстанских — в России, Соглашение об открытии российского консульства в Уральске и казахстанского — в Астрахани, Протокол о создании филиала МГУ им. Ломоносова в Казахстане.

В ноябре 2001 года правительства России и Казахстана подписали Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 10 лет.

В отношении с непосредственными соседями Казахстана важное значение имеет подписание в апреле 1994 года Договора о создании Единого экономического пространства между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией и создание на его основе Центрально-азиатского Союза. В рамках Союза в 1994 году были созданы Межгосударственный Совет трех стран, Совет премьер-министров. С июля 1994 года начал функционировать Центрально-азиатский банк развития.

В июне 2000 года в Астане прошла встреча председателей правительств Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой одобрена стратегия интеграционного развития стран региона до 2005 года и программа первоочередных мер по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года.

В Казахстане утверждена государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы, передает корреспондентTengrinews.kz. Соответствующий указ Главы государства Нурсултана Назарбаева был опубликован в официальной прессе 2 октября.

Борьба с терроризмом и экстремизмом

Правительству Казахстана поручено в течение месяца по согласованию с Администрацией Президента разработать и утвердить план мероприятий по реализации программы. Принимать меры по реализации программы поручено центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, которые непосредственно подчинены и подотчетны Главе государства. "Контроль за исполнением настоящего указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан", - говорится в опубликованном сообщении.

Главная цель программы - обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

"При этом особое внимание программой уделено привлечению общественности к профилактической работе и модернизации информационно-­пропагандистской работы среди целевых групп. Большинство профилактических мероприятий, которые предусмотрены программой, будут реализованы впервые", - отмечается в комментарии к опубликованному указу

В июле 1999 года в Казахстане был принят Закон "О борьбе с терроризмом", определивший правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в республике, порядок деятельности государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Безусловно, определяющим фактором в противодействии международному терроризму и экстремизму является создание условий, способствующих предотвращению их проявлений на территории страны. Надо отметить, что осуществляемая деятельность по борьбе с этими вызовами и угрозами в Казахстане является не только набором силовых методов. Все понимают, что данную проблему таким образом не решить. Главное - создание условий (социально-политических, экономических, культурных) с тем, чтобы выбить почву из-под ног носителей и проповедников экстремистских идей и учений.
Поэтому в решении этой проблемы необходимо использовать весь комплекс имеющихся в распоряжении у государства и общества возможностей. В этой связи важна позиция духовенства, творческой и научной интеллигенции, средств массовой информации. Без реальной помощи честных людей, патриотов своего Отечества, заинтересованных в сохранении благополучия своего очага, своих родных и близких эффективность проводимых мероприятий будет низкой. Необходимым условием дальнейшего процветания демократического Казахстана в условиях мира и безопасности должно стать содействие решению этой задачи всех организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности.
В Учебном центре комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан постоянно проводится работа по изучению понятий терроризма и религиозного экстремизма, как среди сотрудников, так и среди слушателей первоначальной подготовки. Так, согласно учебного и тематического плана преподавателями цикла юридической подготовки проводятся занятия со слушателями первоначальной подготовки на тему: "Понятие терроризма и религиозного экстремизма". В соответствии с тематическим планом занятий по боевой и служебной подготовки по данной тематике проводятся занятия, как с аттестованным составом, так и с сотрудниками по вольному найму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: