Для педагогов, имеющих отношение к сфере физической культуры и спорта, это означает серьезный пересмотр устоявшихся приоритетов в работе. Гуманистическая установка в ней (использование главной движущей силы развития личности – потребности в росте во всех аспектах понятия) становится ведущей для получения конкретных показателей физического и духовного развития занимающихся и достижения высокого спортивного результата.
Формирование духовных ценностей в сфере физической культуры и спорта происходит в обучении (при усвоении определенных знаний, умений и навыков) и в воспитании (при постижении практики отношения к окружающему миру), научно организованном и направленном на создание должной среды при условии управления разными видами деятельности воспитанников.
Воспитательная деятельность, или воспитательная работа, – традиционный вид педагогической деятельности. Она осуществляется в целостном педагогическом процессе, имеет общие с ним характеристики и свои отличия, придающие ей определенную направленность:
|
|
– специфичность цели – осуществление “социальной наследственности”, в ходе которой достигается максимальное развитие общественно ценной и неповторимой личности;
– двусторонность – совместные действия педагога и воспитанников на основе равенства позиций;
– многосторонность – педагогическое руководство развитием всей системы отношений воспитанников с окружающим миром;
– закрытость – принятие педагогом решений на основе “внутреннего” анализа педагогических ситуаций;
– личностный характер – обоснование деятельности личными качествами педагога, его отношением к окружающей действительности и ценностными ориентациями;
– ансамблевость – взаимодействие педагога с педагогическим коллективом для достижения конечной цели;
– творческий характер – соответствие результатов деятельности объективному критерию новизны;
– определенные трудности в учете результатов – временная отдаленность получения “продуктов” деятельности педагога.
Воспитательная деятельность строится как система: она состоит из множества компонентов, находящихся в определенных отношениях, связях друг с другом и образующих целостность.
Воспитательная система создается усилиями всех участников педагогического процесса: педагогами, воспитанниками, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их оптимальной реализации, организуется деятельность.
Воспитательная система проходит в своем развитии этапы становления, отработки, окончательного оформления и возможной перестройки в условиях “кризиса” системы. Успешность движения от одного этапа к другому зависит от характера управленческой деятельности, включающей в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы, технологию ее создания и совершенствования.
|
|
Система, в условиях которой находятся занимающиеся физической культурой и спортом, отвечает всем требованиям существующих воспитательных систем. Она обладает обязательным набором элементов (структурных компонентов), устойчивостью и стабильностью. Вместе с тем эта система имеет и свои особенности. Особенности связаны со спецификой предназначенности системы и касаются:
– объекта педагогического воздействия – воспитанников, находящихся в сфере физической культуры и спорта;
– предмета совместной деятельности – воспитанников, выступающих не только субъектами, но и объектами ее;
– воспитательных целей (в физической культуре – формирование всесторонне развитой личности воспитанника с оптимизацией ее физического развития; в спорте – формирование всесторонне развитой и социально-конкурентоспособной личности воспитанника, успешной в избранном виде спорта);
– средств педагогической коммуникации – речевых, неречевых и комбинированных сигналов, максимально способствующих эффективному взаимодействию педагога с воспитанниками.
В структуре воспитательной деятельности заключены общепедагогические компоненты, представляющие собой самостоятельные виды труда и составляющие их действия:
– гностический – научный поиск, восприятие и отбор информации педагогического характера;
– проектировочный – представление о педагогических задачах и стратегии их достижения;
– конструктивный – конструирование деятельности и активности воспитанников с учетом поставленных целей;
– коммуникативный – установление целесообразных отношений педагога с воспитанниками;
– организаторский – обеспечение слаженности работы педагога и воспитанников;
– рефлексивный – подведение итогов деятельности (анализ и оценка ее результатов).
Компоненты проявляются в работе педагогов всех специальностей. Их осуществление предполагает владение соответствующими умениями, позволяющими строить воспитательный процесс системно и технологично.
Многообразие умений в рамках современных концепций деятельности педагога описали Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.К. Маркова и др. В их модели включены группы умений, которые соответствуют функциям педагогической деятельности и применимы для воспитания. Умения охватывают различные сферы: постановку и предвосхищение цели и задач (умение видеть проблему, умение изучать ситуацию и др.), реализацию учебно-воспитательного процесса (умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника, умение использовать обучающе-воспитывающие формы и др.), психолого-педагогическое обеспечение деятельности (умение находить применение возможностям воспитанника, умение отбирать коммуникативные средства и др.), оценивание педагогического труда (умение обнаруживать связи между целью и результатом деятельности, умение оценивать свой профессионализм и др.).
Формирование умений как основы профессиональной деятельности спортивного педагога – длительный процесс. Он идет на протяжении всей трудовой жизни, потому что подтверждать свою педагогическую компетентность специалисту приходится постоянно. Это напрямую связано с объективными преобразованиями, происходящими в функционировании педагогических систем.
Новые требования к уровню подготовки специалистов, изменения в объекте (занимающихся) учебно-воспитательного воздействия, современные образовательные технологии заставляют преодолевать сложившиеся стереотипы. В интенсивности этого процесса проявляется зрелость и одаренность спортивного педагога. Способные к педагогическому труду быстро осваивают новые программы и соответствующие им технологии. Малоспособные идут к цели медленно, профессионализму их учит опыт других.
|
|
Педагогическая деятельность во всех своих проявлениях (преподавание, воспитательная работа и др.) базируется на законах общения. От того каковы стилистические особенности этого общения, зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса, а значит, и развитие личности в целом.
Стили общения принято классифицировать. Применительно к педагогическому руководству используют понятие об авторитарном, демократическом и попустительском стилях. Впервые такую классификацию предложил немецко-американский психолог Курт Левин (1890-1947). Авторитарный стильпредусматривает жесткое управление, оправданное лишь при отдельных обстоятельствах и критических ситуациях. Попустительский (либеральный) стильоснован на самоустранении от ответственности за происходящее. Обобщенную характеристику демократического стиля общения определяют уважение (признание важности другого человека), неприкосновенность (понимание автономности индивидуального в личности) и признание (отношение к человеку как к данности). Предпочтительность демократического стиля в педагогической деятельности прослеживается и доказана на разных возрастных группах, начиная от детей и кончая взрослыми.
Обретение спортивным педагогом собственного стиля общения с воспитанниками – процесс сложный, тесно связанный с формированием его индивидуальности в целом. Верно найденный, он позволяет находить такие формы педагогического взаимодействия, которые способны решать многие педагогические задачи: обеспечивать общее продуктивное самочувствие, избегать конфликтных противоречий, оказывать адресное воспитательное влияние и др.
Успешность воспитания зависит от знания объекта педагогического воздействия. Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) по этому поводу говорил так: если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях.
|
|
Основным способом получения нужной педагогической информации является диагностика. Представляя собой совокупность педагогических средств, она помогает изучить личность воспитанника, обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Специфика деятельности в сфере физической культуры и спорта обусловливает свой характер и способы получения профессиональной информации. Спортивному педагогу приходится пользоваться различными видами диагностики, владеть методами социологического, педагогического, психологического и отчасти медицинского исследований. Таким образом он получает сведения стратегического (о состоянии норм и отклонений в развитии личности конкретного воспитанника-коллектива), коррекционного (побуждающие вносить изменения в структуру, содержание, методы работы с воспитанником-коллективом) и прогностического (помогающие обнаруживать и выявлять тенденции развития личности воспитанника-коллектива) порядка. Они позволяют решать педагогические задачи на уровне практической преобразовательно-воспитательной деятельности, на научной основе проверять свои собственные находки и открытия.