Тема 3.7. Спасательные средства

Назначение: спасение членов экипажа и пассажиров в случае гибели судна, а также оказание помощи в спасении людей с другого терпящего бедствие судна.

Спасательные средства должны не только обеспечивать эвакуацию людей с гибнущего судна, но и защищать их от неблагоприятного воздействия внешней среды (низкая температура воды; высокая температура горящих на поверхности воды нефтепродуктов).

Количество спасательных средств, их размещение на судне и предъявляемые к ним технические требования определяются Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (SOLAS 74) и Правилами по оборудованию судов Регистра РФ в зависимости от типа и района плавания.

Классификация.

Спасательные средства делятся на две основные группы:

1. Индивидуальные средства, к которым относятся:

- средства, обеспечивающие плавучесть (спасательные круги, спасательные жилеты);

- средства, обеспечивающие плавучесть и защиту от гипотермии (спасательные комбинезоны (гидротермокостюмы)).

2. Коллективные средства, к которым относятся:

а) активные спасательные средства:

- спасательные шлюпки (открытые, частично закрытые и закрытые);

- капсулы;

б) пассивные спасательные средства:

- плоты (жёсткие и пневматические);

- плавучие приборы (спасательные скамейки и лёгкие плоты).

Конструкция спасательных средств и требования к ним.

Индивидуальные средства.

Индивидуальные спасательные средства (ИСС) предназначены для кратковременного поддержания человека на плаву.

Основные требования к спасательным кругам:

1) минимальное количество спасательных кругов на грузовых судах должно составлять: при длине судна менее 30 м – 4, от 30 до 100 м – 8, от 100 до 150 м – 10, от 150 до 200 м – 12, более 200 м – 14;

2) спасательные круги должны располагаться в легкодоступных местах по обоим бортам судна;

3) наружный диаметр спасательного круга – не более 800 мм, внутренний диаметр – не менее 400 мм;

4) спасательный круг должен поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов;

5) масса спасательного круга должна быть не менее 2,5 кг;

6) материал спасательного круга не должен поддерживать горение или продолжать плавиться после полного охвата пламенем в течение 2 с;

7) спасательный круг должен без ухудшения эксплуатационных характеристик выдерживать сбрасывание на воду с высоты, равной расстоянию между местом установки круга и ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке или 30 м (что больше);

8) спасательный круг должен иметь леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырёх наружных диаметров круга, закрепляемый по периметру круга в четырёх местах на равном расстоянии друг от друга с образованием четырёх одинаковых петель.

Основные требования к спасательным жилетам:

1) Для каждого находящегося на судне человека должен быть предусмотрен спасательный жилет, отвечающий перечисленным далее требованиям;

2) Спасательные жилеты должны быть размещены так, чтобы быть легкодоступными, место их хранения должно быть явно обозначено;

3) Конструкция спасательного жилета должна быть простой, чтобы после однократной демонстрации неподготовленный человек мог надеть его без посторонней помощи за время, не превышающее 1 минуту;

4) Спасательный жилет должен допускать прыжок или падение в воду с высоты 4,5 м без повреждения ли смещения жилета и без телесных повреждений;

5) Камеры плавучести должны располагаться таким образом, чтобы рот человека (даже находящегося без сознания) всегда оказывался на высоте 12 см над поверхностью воды, причём время поворота тела в это положение не должно превышать 5 с;

6) Спасательный жилет должен позволять проплыть небольшое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или плот;

7) Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после пребывания в течение 24 ч в пресной воде;

8) Спасательный жилет должен быть изготовлен из нефте- и водостойкого материала, не должен поддерживать горение или продолжать плавиться после полного охвата пламенем в течение 2 с;

9) Надувные спасательные жилеты должны иметь не менее двух отдельных камер; должны надуваться автоматически при падении в воду; должны иметь устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением; и должны иметь конструкцию, позволяющую надуть каждую камеру ртом.

Основные требования к гидротермокостюмам:

1) на грузовых судах гидротермокостюм соответствующего размера должен быть предусмотрен для каждого находящегося на судне человека - за исключением судов, постоянно совершающих рейсы в тёплых климатических условиях;

2) гидротермокостюмы должны быть размещены так, чтобы быть легкодоступными, место их хранения должно быть явно обозначено;

3) конструкция гидротермокостюма должна позволять распаковать и надеть его без посторонней помощи в течение не более 2 минут с учётом надевания другой одежды (и спасательного жилета, если гидротермокостюм необходимо носить вместе с ним);

Требования 4) – 8) аналогичны соответствующим требованиям для спасательных жилетов;

9) Гидротермокостюм должен закрывать всё тело, кроме лица, за исключением защиты для рук, которая может быть обеспечена использованием отдельных перчаток, постоянно прикреплённых к гидротермокостюму;

10) Гидротермокостюм без теплоизоляции должен иметь маркировку о том, что его следует надевать на тёплую одежду. Будучи надет вместе с тёплой одеждой, такой гидротермокостюм должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела снижалась не более чем на 2 0С после пребывания в течение 1 часа в воде с температурой 5 0С.

11) Гидротермокостюм с теплоизоляцией должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела снижалась не более чем на 2 0С после пребывания в течение 6 часов в воде с температурой то 0 до 2 0С.

Спасательные и дежурные шлюпки.

Спасательная шлюпка предназначена для спасения пассажиров и экипажа судна, терпящего бедствие, и людей, упавших за борт.

Согласно Правилам по оборудованию судов РМРС, каждое грузовое судно должно иметь на каждом борту не менее одной спасательной шлюпки общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на борту людей.

Спасательные шлюпки располагают вдоль каждого борта в защищённых от действия волн местах.

Основные требования к установке шлюпок по длине судна:

1) Спускаемые по борту шлюпки должны устанавливаться как можно дальше в нос от гребного винта: на судах длиной от 80 до 120 м кормовая оконечность спасательной шлюпки должна находиться на расстоянии не менее её длины от гребного винта, на судах длиной более 120 м – на расстоянии не менее полутора длин шлюпки.

2) Шлюпки не могут устанавливаться на расстоянии менее 0,25 длины судна от форштевня.

Основной характеристикой спасательной шлюпки является пассажировместимость. Согласно Конвенции SOLAS, пассажировместимость не может превышать 150 человек, а максимальная масса с людьми и снабжением – 20300 кг.

По конструктивному исполнению выделяют шлюпки:

- открытые;

- частично закрытые;

- закрытые.

По приводу движителя различают шлюпки:

- моторные;

- с механическим (ручным) приводом.

Спасательные шлюпки вместимостью от 60 до 100 человек могут быть моторными или с механическим приводом, вместимостью более 100 человек – только моторными.

Скорость моторных шлюпок грузовых судов должна быть не менее 4 уз. Запас топлива должен обеспечивать движение с заданной скоростью в течение 24 ч.

По материалу, из которого изготовлены шлюпки, в настоящее время применяются:

- шлюпки из лёгких сплавов;

- пластмассовые шлюпки.

Из всех типов шлюпок, приведённых в классификации, наибольшее распространение получили закрытые моторные спасательные шлюпки (рис. 3.7.1).

Рис. 3.7.1 Разрез закрытой моторной шлюпки:

1- крышки сдвижные, 4 – рулевая рубка, 6 – вентиляционная головка,

7 – бросательный конец, 8 – подъёмное устройство, 9 – рундук,

10 – двигатель.

Все места для рассадки людей на СШ должны быть чётко обозначены, каждое место рассчитано на размещение человека весом 75 кг с надетым спасательным жилетом.

Плавучесть спасательной шлюпки должна обеспечиваться даже в случае её полного заливания. Необходимый для этого запас плавучести создаётся засчёт применения материалов с положительной плавучестью и засчёт специальных закрытых внутренних отсеков - воздушных ящиков. Для повышения живучести объём плавучести делят на изолированные отсеки длиной не более 1,2 м.

В плане обеспечения остойчивости современные закрытые спасательные шлюпки проектируют самовосстанавливающимися – т.е. при опрокидывании шлюпка самостоятельно возвращается в нормальное рабочее положение. Существуют два способа обеспечения самовосстановления:

- пассивный – засчёт формы корпуса надводной части шлюпки и расположения её центра тяжести, что обеспечивает отрицательную начальную остойчивость в перевёрнутом положении шлюпки;

- активный – засчёт перетекания жидкого балласта из днищевого отсека в несимметричный бортовой, что приводит к перемещению центра тяжести при опрокидывании и возникновению момента, возвращающего шлюпку в нормальное положение.

На нефтеналивных судах используют огнезащитные танкерные закрытые шлюпки, позволяющие преодолеть зону горящей на поверхности воды нефти или нефтепродуктов. Для защиты от высокой температуры шлюпку покрывают снаружи слоем термоизоляции или оборудуют системой водяного орошения наружной поверхности. В такой системе насос внутри шлюпки забирает через приёмный патрубок забортную воду и подаёт её в перфорированную трубу, закреплённую над жестким закрытием по всей длине шлюпки. Система водяного орошения обеспечивает более эффективное снижение температуры, но термоизоляция гораздо надёжнее. Танкерные огнезащитные шлюпки должны выдерживать воздействие пламени с температурой не менее 1200 0С в течение не менее 10 минут. Все танкерные шлюпки являются моторными и должны развивать скорость не менее 6 уз. Чтобы полностью исключить попадание дыма внутрь шлюпки, в ней создаётся небольшое избыточное давление. Для создания этого давления, для обеспечения людей свежим воздухом и для обеспечения работы двигателя в течение не менее 12 минут предусмотрены баллоны со сжатым воздухом.

Снабжение спасательных шлюпок включает в себя:

- питьевая вода (3 литра на человека);

- пищевой рацион (10 МДж на человека);

- медикаменты (таблетки от морской болезни, аптечка первой помощи);

- средства сигнализации и привлечения внимания (переносные радиостанции, сигнальные ракеты, фальшфейеры);

- средства эксплуатации шлюпки (набор простейших ремонтных приспособлений, вёсла);

- комплект рыболовных приспособлений (рассчитан больше на психологический эффект).

Дежурная шлюпка предназначена для обеспечения связи с берегом или другими судами, для выполнения общесудовых работ, а так же для спасения упавших в воду людей и людей с потерпевшего аварию судна.

Согласно Правилам по оборудованию судов РМРС, каждое грузовое судно должно иметь по крайней мере одну дежурную шлюпку, установленную в удобном для спуска и подъёма месте и находящуюся в постоянной готовности к спуску в течение 5 минут. Дежурные шлюпки должны быть моторными и иметь скорость 4 – 6 уз.

Спасательные плоты.

Согласно Правилам по оборудованию судов РМРС, каждое грузовое судно должно иметь не менее одного спасательного плота массой менее 185 кг и размещённого так, чтобы обеспечивалось его свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на борту людей. Если масса плота более 185 кг или свободное перемещение с борта на борт не обеспечивается, то общая вместимость находящихся на каждом борту спасательных плотов должна быть достаточна для размещения всех находящихся на борту людей.

На грузовых судах, на которых расстояние от крайней носовой (или кормовой) оконечности до ближайшей оконечности коллективного спасательного средства более 100 м, должен устанавливаться дополнительный плот как можно ближе к носу (или к корме).

Основные общие требования к спасательным плотам:

1) конструкция плота должна обеспечивать его нахождение на плаву в течение не менее 30 суток в любых морских условиях в диапазоне температур от –30 до +66 0С;

2) при сбрасывании с высоты 18 м плот и его снабжение должны оставаться неповреждёнными;

3) плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты 4,5 м людей в обуви;

4) плот должен допускать его буксировку со скоростью 3 уз на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения;

5) при спуске плота вручную его общий вес с контейнером и снабжением не должен превышать 185 кг;

6) плот должен быть снабжён тентом для защиты людей от окружающей среды, устанавливаемым автоматически при приведении плота в рабочее состояние;

7) для облегчения обнаружения в море тент и корпус должен быть окрашен в ярко-оранжевый цвет.

Применяются два типа спасательных плотов: жёсткие и надувные.

Жёсткие спасательные плоты (рис. 3.7.2) выполняются металлическими или пластмассовыми.

Рис. 3.7.2 Спасательные плоты:

а – металлический; б – пластмассовый.

Корпус металлического плота (рис. 3.7.2, а) представляет собой замкнутый контур прямоугольной формы с закруглёнными углами из трубы круглого сечения, разделённой водонепроницаемыми переборками на ряд воздушных отсеков, внутренняя полость которых заполнена пенопластом. Внутри корпуса установлено двойное водонепроницаемое днище, разделённое переборками на ряд водонепроницаемых отсеков, в которых размещается снабжение плота. Доступ к снабжению осуществляется через водонепроницаемые крышки, расположенные по обеим поверхностям днища. К корпусу на шарнирах прикреплены дуги, с помощью которых поднимают двухслойный тент из прорезиненной ткани. Дуги закреплены снаружи корпуса так, чтобы тент мог быть поднят на обе стороны независимо от положения плота. Корпус изготавливается из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Для предохранения людей от контакта с металлом днище обклеивается резиной или пластиком.

Корпус пластмассового плота (рис. 3.7.2, б) имеет прямоугольное поперечное сечение с днищем толщиной 30 мм. Корпус и днище выполнены из пенопласта, армированного каркасом и оклеенного водо- и нефтестойкой стеклотканью, пропитанной полиэфирной смолой. Днище плота не имеет внутренних полостей, поэтому снабжение хранится в плавучем водонепроницаемом контейнере из пластика. Тент, оборудование и оснастка аналогичны применяемым на металлических плотах. Пластмассовые плоты легче металлических и более долговечны.

Существенным недостатком жёстких плотов является то, что они занимают много места при хранении и имеют довольно сложную конструкцию тента.

Надувные спасательные плоты (рис. 3.7.3) в походном положении хранятся упакованными в контейнерах. Компактность контейнерного хранения надувных плотов обусловила их широкое применение на современных судах.

Рис. 3.7.3 Надувной спасательный плот:

а – общий вид; б – каркас плота.

1 – входной трап; 2 – плавучий якорь; 3 – надувное днище;

4 – шторка входа; 5 – сигнальный огонь; 6 – двухслойный тент;

7 – водосборник; 8 – газовый баллон в чехле; 9 – пусковой линь;

10 – водобалластный карман; 11 – леер; 12 – надувное сиденье;

13 – надувная дуга;14 – камера плавучести;

15 – буксирное приспособление; 16 – банка.

Надувной плот состоит из главной камеры плавучести 14, представляющей собой замкнутую трубу, разделённую на несколько изолированных отсеков, трубчатых дуг 13, поддерживающих двухслойный тент 6, и двойного надувного днища 3. Главная камера плавучести и дуги тента заполняются газовой смесью (углекислота с небольшим количеством азота – для предотвращения образования снеговых пробок при низких температурах), которая в сжатом состоянии хранится в стальном баллоне 8, закреплённом снаружи плота. Клапан баллона открывается при натяжении пускового линя 9. В двойное днище закачивается воздух с помощью ручного меха. Тент плота имеет два входа, закрываемых шторками 4, а так же устройство для сбора дождевой воды 7 с трубкой, выведенной внутрь плота. Наверху тента закреплён сигнальный огонь 5 для поиска. По периметру снаружи и внутри плота закреплены леера 11. У входов установлены трапы 1, с помощью которых люди могут подняться из воды на плот. Под днищем плота предусмотрены заполняемые водой балластные карманы 10, служащие для улучшения остойчивости плота.

Форма плота может быть круглой или овальной.

По способу доставки на воду различают плоты сбрасываемые (вместимостью от 6 до 100 человек) и спускаемые (вместимостью от 6 до 35 человек).

Конструкция контейнеров сбрасываемых спасательных плотов выполняется таким образом, что позволяет приводить их в готовность двумя способами:

- освобождением контейнера от крепления вручную и сбрасыванием его в воду;

- автоматическим освобождением контейнера при погружении тонущего судна в воду, для чего используется автоматическое гидростатическое разобщающее устройство. Обладающий положительной плавучестью контейнер при погружении судна всплывает и раскрывается, закреплённый одним концом на палубе судна пусковой линь при натяжении приводит в действие систему газонаполнения.

Посадка людей на сбрасываемые плоты производится или из воды, или с палубы с помощью специальных скатов и рукавов.

Спускаемые спасательные плоты надуваются на палубе судна. Там же производится и посадка людей. После этого плот спускается за борт с помощью спускового устройства (кран-балки).

Спускаемые спасательные плоты могут быть использованы и как сбрасываемые.

Состав снабжения спасательных плотов в целом аналогичен снабжению спасательных шлюпок, отличаясь только количественными нормативами – например, запас воды составляет 1,5 л на человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: