Логика. Учение о бытии

Логика как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т. е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания. Логику Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности, понятии.

Категории логики в своём последовательном развёртывании образуют ступени чистого мышления, восходящего от абстрактного к конкретному. Данное логическое категориальное движение имеет строгий триадический ритм. Первой ступенью триады является некое первоначальное целое – тезис. Дальнейшее исследование обнаруживает в предмете глубинные стороны, предмет становится уже не таким, каким он был изначально и ему соответствует другое понятие – антитезис. Но тезис и антитезис относятся к одному и тому же предмету. Значит необходимо выработать третье понятие, которое объединяет знание о поверхностных и глубинных свойствах предмета – синтез. В свою очередь синтез подводит нас к новому тезису.

Чистое логическое мышление есть процесс саморазвёртывания идеи. В самом начале этого процесса содержание истины имеется лишь в зародышевой форме, и поэтому началом должна быть неопределённая, простая мысль – бытие. Такова, по Гегелю, исходная посылка – тезис. Антитезисом здесь выступает ничто как противоположность бытия. Синтезом выступает становление. Результатом становления является качество, понимаемое как тождественная с бытием определённость. Если категория качества есть тезис, то антитезисом выступает количество. Качество более устойчиво чем количество. Один и тот же предмет может меняться количественно, например, проращённое зерно. Между качеством и количеством есть связь. Всякое качество выражено количественно. Связь качества и количества состоит в их мере. Мера – это диапазон значений количественных параметров в рамках которых данный предмет сохраняет своё качество. Когда количественные изменения переходят границу меры, происходит переход к новому качеству. Таким образом, мера есть связь качества и количества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: