Консерватизм

Зарождение консерватизма как политической идеологии традиционно связывают с публикацией в 1790 г. работы Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения - вопрос о том, почему английская революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская - выродилась в жесточайшую тиранию. Другими видными представителями консерватизма выступали Ж. де Местр, Луи де Бональд, Э. Галлер.

Центральная идея консервативной идеологии - это идея сохранения существующего строя и порядков. (Сам консерватизм как политическая идеология возник как критический ответ на социально-политические изменения конца 18 века, и прежде всего на революционный события во Франции).

Экономические основания консерватизма - это идея активного государственного вмешательства в экономические процессы.

В политической сфере консерватизм включает следующие положения:

  • государство обладает первичностью по отношению к обществу и индивиду;
  • власть в государстве должна быть авторитарной по духу;
  • реальные рычаги власти и влияния должны находится в руках элиты (широкие слои общества не обладают достоинствами и качествами необходимыми для участии в процессе управления);
  • политические партии зачастую оказывают дестабилизирующее влияние на политический процесс;
  • революция крайне пагубно воздействует на общество, приводя к его разрушению.

В социальном плане, консерваторы являются убеждёнными сторонниками сохранения неравенства, которое рассматривается ими как естественное (внесоциальное, «природное») явление. Подобный взгляд закономерно приводит консерваторов к идеи элитарности (и проявляется консервативной по духу элитологии).

В духовной сфере тезисы консерваторов связаны с отрицанием идеи культурного релятивизма.

На протяжении своей истории консервативная идеология подвергалась закономерной эволюции.

В первой половине 1970 - х. гг. в результате переосмысления отдельных положений консервативной идеологии возник неоконсерватизм (И. Кристол, Н. Подгорец, Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Нозик и др.)

Основными положениями неоконсерватизма являются следующие:

· государство должно минимизировать своё вмешательство в жизнь общества (и прежде всего в экономику);

· в обществе должно существовать равенство по признаку расы или пола, но не должно существовать равенство по социальному признаку;

· необходимо защищать традиционные ценности: семью, культуру, религию.

Фашизм

Возникновение и распространение идеологии фашизма в Италии и национал-социализма в Германии было обусловлено объективными обстоятельствами, связанными с кризисными явлениями в капиталистическом развитии обеих стран. Экономические, социальные, политические трудности в Италии и Германии способствовали радикализации политического процесса и создавали реальные условия для прихода к власти в обеих странах коммунистических сил.

В связи с этим и итальянская и немецкая буржуазия была вынуждена в «пожарном» порядке искать пути выхода из кризиса. Выход был найден в лице фашистской партии во главе с Б. Муссолини и нацистской партии во главе с А. Гитлером.

Центральным понятием фашизма является «нация». Еще до прихода к власти в Италии Б. Муссолиниписал, что фашизм видит «нацию как стоящую до и выше чего-либо еще». В этой идеологии нация рассматривается не как совокупность индивидов, а как органическое единство, выражающее свое мнение и волю в вожде, а суверенитет ¾ в государстве. В то же время для фашистов нация являлась «мифом», «идеальным представлением возможного будущего», а также наследием тысячелетней традиции «вечного Рима». Она была главным мотивом, воодушевлявшим граждан на жертвенность, трактовалась как память о героическом прошлом и одновременно мечта об альтернативном будущем. Реальная же нация, связанная территорией, языком, экономикой и общей историей, была лишь «сырьем», которому истинную форму и целостность, моральное, политическое и экономическое единство придает фашистское государство. В официальной «Доктрине фашизма»Муссолини об этом говорится еще четче: «Не нация создает государство... Скорее нация создается государством, оно дает народу, осознающему свое моральное единство, волю и тем самым делает его существование эффективным».

Другим важным понятием фашистской идеологии являлось «государство». Б. Муссолини указывал: «Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как исторической сущности... Либерализм отрицал Государство во имя индивидуализма; фашизм подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида... Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство - синтез и объединение, включающие в себя все ценности, - объясняет, развивает и придает силу всей жизни народа».

В рамках национал-социализма государство трактуется в качестве «продукта» расы. Антропологическая раса приоритетна для немецкой версии фашизма: она ¾ источник и нации, и государства. В «Хрестоматии немецкой молодёжи» (1938 г.) в этой связи говорится следующее: «…быть расой - значит уметь мыслить определенным образом. Тот, кто обладает мужеством, верой и честью во всем, что характерно для истинного немца, принадлежит к расе, которая должна господствовать в Германии... Любой, кто смешивается с чуждыми низшими расами, унижает кровь и душу, которые были даны ему для передачи детям… Немецкая нация - это единая национальность, состоящая из ста миллионов. Любой немец, где бы он ни жил, принадлежит к ней... Нация бессмертна, пока ее корни черпают свою силу из земли. Проходят зима и лето, а она вновь цветет, и жизнь ее неистребима и заканчивается потоком силы, поднимающейся от ее корней к божественной воле. Нация приобретает свою форму в государстве. Для каждой нации имеется только одна естественная форма, только одно государство».

Расы не являются равными. Существуют «культуро-созидающие» расы (немцы, англичане и ряд северных европейских народов); этносы, поддерживающие культуру (славяне, жители некоторых государств Востока и латинской Америки), «культуро-разрушающие» народы (евреи, цыгане). Последние народы, согласно национал-социализму, подлежали уничтожению.

Во главе государства должен стоять вождь. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии) есть воплощение расового, национального и народного духа. Он обладает неограниченной властью по отношению ко всем подчиненным, включая более мелких вождей.

Парламент, политические партии, выборы и прочие демократические институты трактуются национал-социалистами в качестве бесполезных атрибутов, вносящих дезорганизацию в государственную жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: