Психологические особенности начального этапа обучения

Начальный период школьной жизни занимает возрастной ди­апазон от 6—7 до 10—11 лет (I—IV классы школы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное исследование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, при­обретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это свя­зано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятель­ности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характери­стиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в тече­ние длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Психологами доказано, что обычные дети в младших клас­сах школы вполне способны, если только их правильно обу­чать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, не­обходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Вторая задача возникает в связи с необходимостью психологического выравнива­ния детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающими.

Особую трудность для детей 6—7-летнего возраста, начина­ющих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте, во время урока, не разговари­вать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной актив­ности, как, например, при обучении рисованию и письму. Мно­гим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, что­бы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, уп­равлять собой в течение длительного периода времени.

На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их ду­мать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при вы­полнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умствен­ной работы, а по причине его неспособности к физической са­морегуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: