Четвертое условие – единый коллектив

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитания воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

В жизни же нередко процесс воспитания сводится только или по преимуществу к воздействию воспитателей на воспитанников: родители учат младших членов семьи, учителя – учеников, вожатые – пионеров и октябрят... Воспитываться самим воспитателям уже не надо, или уже поздно, или не хватает времени и сил. Воспитываться самим воспитанникам, наоборот, еще рано. Их дело – пока еще учиться у воспитателей.

Именно поэтому и получается порой, что у октябрят и пионеров не формируется важнейшая привычка отвечать за себя и за товарищей, самим развивать у себя необходимые личностные качества и преодолевать недостатки характера. Вожатые же (педагоги) тогда лишают себя важнейшего способа постоянного самоусовершенствования, постоянного духовного роста, высокой требовательности к себе и другим воспитателям, основанной на уважении к себе как старшим товарищам воспитанников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: