1. Предмет, задачи возрастной психологии.
2. Разделы возрастной психологи: детская психология, психология юноши, психология зрелости, геронтопсихология.
3. История возникновения и развития возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
4. Принципы и методы изучения психического развития человека. Общие представления о движущих силах психического развития ребенка.
5. Биогенетические концепции развития. Концепция рекапитуляции С. Холла.
6. Теория К. Бюллера о трех ступенях детского развития. Психоаналитическая теория детского развития. Социогенетические концепции развития. Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики
7. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии (наследственности и среды) В. Штерна.
8. Диалектические идеи А. Валлона и другие концепции. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального.
9. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского.
|
|
10. Противоречия в психическом развитии как движущие силы психического развития. Учет движущих сил и условий психического развития в обучении и воспитании.
Ответить на вопросы:
1. При подготовке особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): возрастная психология, развитие, онтогенез, филогенез.
2. Ответьте на следующие вопросы:
Чем отличается предмет возрастной психологии от предмета общей психологии?
В чем своеобразие методов возрастной психологии?
3. При подготовке особо обратите внимание на ниже указанные следующие термины
4. При подготовке к ответу на вопрос № 3, рассмотрите следующие подходы к развитию: теория конвергенции двух факторов (Штерн), теория рекапитуляции (Ст. Холл), периодизация развития по К. Гетчинсону, Э. Мейману, Э. Клапареду.
5. Рассмотрите своеобразие теорий детского развития в отечественной и зарубежной психологии. Выделите сходство и различия данных теорий.
а) основная литература:
1. Каменская Е.Н. Основы психологии / Е.Н. Каменская. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 282 с.
2. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. СПб.: Питер, 2011. 299 с.
3. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. М.: Юрайт, 2009. 639 с.
б) дополнительная литература:
1. Салимова Р.М. Возрастная психология. Стерлитамак: СГПА, 2008. 82 с.
2. Каменская Е.Н. Основы психологии. Конспект лекций. М.: Феникс, 2009. 288
3.Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. М.: Высшее образование, МГППУ, 2009. 460 стр.
4. Обухова Л.Ф.. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2010. 460 с.
Основные понятия: возрастная психология, онтогенез, филогенез, развитие, лонгитюдный метод, сравнительный метод, констатирующий и формирующий эксперимент, развитие психики, развитие личности, биогенетический подход, социогенетический подход, теория конвергенции, высшие психические функции, условия развития, движущие силы психического развития, обучение, зона ближайшего развития, сензитивные периоды.