пропасть

совсем не найти дороги

-

так просто нам нынче: …совсем не найти дороги

…………………………………………………………………………………………

257**

грач худой зелёный зыбкий

грач с мечтательной улыбкой

притаился за окном

притаился под окном

то ли плачет то ли прячет то ли клюв его – стрела

за окном моим прижался

под окном моим прилёг;

затаился-утаился запрокинувши крыла…

-

я открыл окно

я выпрыгнул в окно

я подлетел к грачу

я подошёл к грачу

-

я прилёг с ним рядом…

! да вы посудите сами:

как же ему иначе здесь быть

одинокому?

………………………………………………………………………………………..

258**

о! –

мы так внимательно наблюдаем за растущей куда-то вдаль полоской примятой травы!

о!

мы так внимательны!

мы наблюдаем

и наблюденью нашему нет достойных просторов: оно – огромно! огромно!

-

о!

до самого горизонта

и – дальше – за горизонт:

мы внимательны

мы – куда угодно

хоть за сто горизонтов!

-

о!

…ай-йа-а…

-

…но никто из нас не заметил маленького мячика…

мячика с боком синим…

мячика с боком красным…

мячика с зелёным ободком…

маленького детского мячика

примявшего тр а вы

проплясавшего в травах тропинку…

-

п л я ш у щ е г о и т е п е р ь

……………………………………………………………………………………….

259**

и вышел –

и привнёс –

и встал на берегу:

приник…

зажмурился…

……………………………………………………………………………………………..

260**

ДВЕРЬ

…и ветер, ветер, ветер повеял на город в самом начале дня.

-

Я бежал… я не знал… я спотыкался… - я не знал: с какого места, с откуда мне прикоснуться к двери. Дверь догадывалась об этом, и – звала меня; нежно, из дал ё ка-далек а … из совсем рядом… рядышком… - звала меня.

О, как я ушибался! как долбился о то, что при долблении-ушибании явно выказывало себя не-дверью, но – чем-то совсем, совсем другим. Как метался (метался!!!) норовя – да! да!... – вот: в каждой ненарочитой прощ е лине угадать-выяснить ну хоть тонкую пр о светь, хоть промельк за-дверья; ощупывал трещины и углы… теребил взором всякое… выискивал и кричал. И, кажется, плакал.

-

…Вот: сколько смущений так миновало? сколько роптаний? криков?

Так: теперь я здесь. Я слышу её голос и отвечаю ей.

…осталось только научиться ходить

……………………………………………………………………………………………

261**

«до встречи»

просто: «до встречи»

это я говорю вам: «до встречи»

-

…кто же вам ещё это скажет?

кто ещё знает об этом?

……………………………………………………………………………………….

262**

но:

тара-т а м… тара-т а м… тара-т а м…

но:

это именно они –

чёрные круглые горошины прошедшего года

(круглые скелетики вишен…)

-

но:

дикие яблоки мнущие скулы

но:

дробное бешенство слизывающих ошмётки разгула северных экспрессов

но:

невнятность (и – многоточия следующие за невнятностью по пятам)

но:

девочка-дирижабль целующая в губы солнце

-

…погодите!

: я не всё ещё понял!..

: я всё ещё ничего не понял …

……………………………………………………………………………………

263**

ЖЁЛТАЯ КУРИЦА

Поднимаясь по лестнице (направляясь в свою квартиру) – я встретил жёлтую курицу, почти золотую. Курица стояла на верхней ступеньке; голова её была высоко поднята, зелёные глаза смотрели на меня вопросительно и с надеждой.

- Ты – прелесть, - сказал я. – Чудо, как прелестна!

- Ну конечно! – облегчённо вздохнула курица. – Конечно. Это само собой разумеется.

Она вдруг засмеялась. И я – я тоже – засмеялся.

Мы долго-долго – и до чего же весело! – смеялись вместе, так разумея: нет между нами непонимания, а очевидность – легка и взаимна.

-

мы и теперь друг друга понимаем, хотя со времени первой встречи так часто менялись местами

…………………………………………………………………………………………..

264**

океан… оке а нушка… оке а нчик…

океан и нушка…

оке у ся…

-

можно говорить что угодно –

но ты всё равно утонешь если не умеешь плавать

-

(океан… оке а нушка… оке а нчик…)

но подтвердит вам любая медуза

любая селёдка

любой осьминог не способный прочесть даже азбуки первоклассника:

«ты всё равно утонешь утонешь

если

не умеешь плавать» …

-

хотя… за редким исключением……

…………………………………………………………………………………………

265**

момент твоего исхождения из двери после пол у ночи –

равнозначен моменту твоего исхождения из двери после полудня

и вообще – равнозначен любому исхождению с

момента возникновения дверей

до

момента их исчезновения (за ненадобностью)

-

любителей запоров засовов замков такой факт неизбежно смущает

любителей запоров засовов замков такой факт погружает в ярость и заставляет потрясать кулаками

-

…но:

вышел некто из двери

поднял очи

возрадовался

……………………………………………………………………………………..

266**

СТАРЫЙ ЛЕС

1/1

и снова опять снова со мной заговорил Старый Лес

и опять (как и всегда) и опять его обитатели были со мной дружелюбны ко мне приветливы

и снова снова снова заговорил со мной Старый Лес

и над землёй приподнял

и утёр соль с лица

вот: благостный взрыв распирает грудь

вот: благостно

легконого

так: будто бы на парапете – перед последним прыжком из последних сил

-

и снова (опять! опять!) потянулись обрывки афиш никчёмные разговоры забытые на потом письмена

и снова (словно ничего не менялось ничего не происходило) в синих охвостьях пыли замерцал август

-

ни что не опрокинуто

всё сохранено – Старый Лес уверил меня – всё сохранено –

каждая капля целована утешением и убежище обрела и заботу

всё сохранено

я иду тревожа подошвами башмаков серебро предрассветья

всё согрето

всё приближено к груди

-

всё сохранено

Старый Лес дотрагивается до моего плеча

согревает спину

говорит медлительно

говорит торопливо…

-

тишина

пл я ский бумажный зам о чек на стыке вулканов

голубь (в жилетке синей) лежащий на г о рклости плеч

сизая капелька вены (блуждающей) (опота ё нной)

вереск упавший в бокал запоздалого пьяницы

тишина

женщина (подошедшая на цыпочках)

женщина (вдохнувшая мягко в затылок слово последнее и первое слово)

женщина на золотистом ворсе тёплого чая

тишина…

крик догорающих брёвен прошедший сквозь рёбра

звон тополей

чистый в своей первородности северный ветер

имя на стёклах проточных

странности

тишина...

в пл ё ви и радости в гр а дах мятежных память вчерашняя (мера, значенье)

вьюга белёсая

тряс предвечерний (неугомонная мятость коленей)

опромягч е нье и ст и хлость по краю

в бархате лона – стынь и пшеница

в шторме речений – опромедл ё нность

но – сопряженье

так: тишина

-

…подошедший мягко на цыпочках август….

сомнения…

дым табачный сизый сизый как последний оплот на границах призрачных несказанных…

кофе на смуглом кивке в сторону житниц… прозрачная лодка…

-

я сойду на последней и самой пустой остановке весь вчерашний как мёртвая рыба

я придвинусь спиной к океану и острым локтем

нарисую луну

на рисую солнце

и рот округлый

многоглавого горюн а -урагана

я – распевный – оплетусь виноградом диким и жёлтой мимозой

и летящими низко ласточками

и сукровицей в толстом стакане

никого не будет поблизости

никто не скажет:

что ты тут делаешь?...

здесь никого поблизости нету…

прочь отсюда молчун-пересмешник!..

я пододвинусь

как можно ближе я пододвинусь к влаге и глине –

вылеплю сердце

окрашу сердце кадмием алым

!подниму-подброшу

(расплёскивая руки

роняя слёзы)

подниму-подброшу –

оно взовьётся взрастёт согреет …

-

я

удлинённый и голый (где голость – равна рассудку)

я

кареглазый

с блуждающей на обвислости форм шерстью

с костями из синих жемчужин –

выгнусь тихонько навстречу сходящим с небес коленям

(подниму тяжёлое покрывало…) (о чём-то забуду…)

1/2

я сойду на последней и самой пустой остановке

(весь – завтрашний как окунь-солнце на высокой волне)

и у Старого Леса (Прежнего Леса) прежний возникну встану протяну руки –

в о ханье хвои…

в вязкость брусники…

в ясность ромашек…

и у Старого Леса (Тихого Леса) тихим останусь

(совсем тихим)… –

-

я теперь дома…

я теперь дома!

Я Т Е П Е Р Ь Д О М А

…………………………………………………………………………………………

267**

на указательном пальце – пепел

и на всех остальных пальцах – пепел

и на локтях и на коленях – пепел

и – вообще – повсюду – пепел пепел пепел

-

как много пепла!

-

...а если поднимешь чешуйку пепла –

послюнив указательный палец –

то обнаружишь:

пепел

пепел

пепел

пепел

...(вот именно так пепел и оказался на указательном пальце)

................................................................................

268**

СВЕТЛЯЧОК

И светил светлячок над бездной… ай-йя-а!... – как мал он был…! как бездна была огромна…!

Крохотулька-комочек света над тьмой, не имеющей меры, не имеющей берегов…

Ай-йя-а!!...

Ах!: всё озарял! (ибо не было больше света – только он)

-

И выдвинулись из тьмы скалы… скалы…

И выдвинулись из тьмы скалы-стены… стены…

И сомкнулись…

-

Ай-йя-а!!......

-

И вдвинулись обратно во тьму стены… стены… Канули. Растворились.

И вдвинулись обратно во тьму стены-скалы… скалы… Сгинули. Запропали.

…И больше ничего не светило… никто не светил над бездной…

-

Ай-йя-а……

-

: Но почему-то – ах! почему-то – размыло, забрезжило… (вы только присмотритесь!) Но почему-то – ах! почему-то – стало чуть-чуть светлей!

Вы присмотритесь! вы присмотритесь только! –

в ы с р а з у э т о п о й м ё т е

……………………………………………………………………………………….

269**

ОГЛЯДКА

«оглянись вокруг!»

-

Я оглянулся вокруг, и я увидел, что вдосталь всего, что всего в избытке, всего хватает…

-

: Есть хлеб у меня. …а когда его нет – есть обильные пресные воды.: Есть постель у меня. …а когда её нет – есть снег и трава и камень.: Есть письменные принадлежности, и в избытке – чернил. …а когда их нет – есть кожа и кровь и дыханье.

-

: Есть ВСЁ (всё-всё-всё)! …ну а когда этого нет – то всё равно: есть, но стократ больше.

-

Вот ведь как у меня!

Вот ведь как!

У меня!

-

с т о и л о л и ш ь о г л я н у т ь с я

…………………………………………………………………………………

270**

ВОЗМОЖНО И ТАКОЕ...

вот (предположим) сто человек

: и одно – единое – дыхание на всех

сто левых лёгких

сто лёгких правых

множество всяческих дыхательных приспособлений

отверстия для поступления воздуха...

автономность каждой системы...

: и одно – единое – дыхание на всех

-

сто лис

сто енотов

сто крокодилов

-

сто фламинго

сто зябликов

сто пауков

-

сто лягушек

сто карпов

сто капель воды

-

сто кристаллов

сто судеб

сто отражений

-

сто созвездий

целая сотня сугробов снимающих шляпы перед каждой мелодией

-

сто мотыльков...

-

: и одно – единое – дыхание на всех

-

хочется спросить: ну не чудо ли это!??...

и тут же ответить: чудо

конечно же чудо

да конечно же это – чудо!

тут не усомнишься

тут оно – вот: перед глазами

тут оно!

(а тем кто в это не верит

придётся

(уж вы извините)

дышать самим по себе)

-

тут оно – вот: Ч У Д О

................................................................

271**

ТОРОПЛИВОСТЬ

Вроде бы я куда-то бежал…

Я бежал, я бежал, шлёпая громко подмётками в твердь, задыхаясь, хрипя, растопырив локти. И девушка в синем пальто провожала улыбкой мою напряжённую, смятую бегом фигуру. …И кто-то кашлял… я не знаю – кто; я был занят, я не заметил.

-

Никого не догнал.

У неясного входа моя остановка, и расстёгнут пиджак, и капли пота падают на асфальт. …Рядом, вдали, а р а вно – и у самого горизонта прыгают воробьи, скачут сороки, плещут ветвями липы…

Никого не догнал. Никого. …Да как будто бы направлялся вовсе не к этому входу!..

-

…но кажется, кажется нынче, что бег мой был слишком поспешным, был слишком быстрым, чересчур скользящим.

Но кажется, что я пробежал мимо, что узнал и заметил, но – бежал, бежал не в силах остановиться…

-

…и сначала теперь, сначала, с самого начала: с самых первых вершин и вмятин; теперь сначала…

Теперь: возвращаюсь.

и отбита мелом черта… чёрточка… тонкая линия в самом начале

…………………………………………………………………………………..

272**

на песке –

на границе моря и гор –

отпечаток твоего тела

-

за полчаса до прилива

-

разве у тебя мало времени чтобы внимательно разглядеть отпечаток своего тела?

! у тебя достаточно времени

-

за пять минут до прилива

-

хоть и достаточно у тебя времени но

не теряй время – любуйся!

осознавай!

впитывай до крупинки!..

: на песке –

на границе моря и гор –

отпечаток твоего тела…

-

за пять секунд до прилива

-

…у тебя по-прежнему достаточно времени:

ты можешь выпить чашечку чая

побывать на краю света

нарисовать слона…

! ты всё можешь

! у тебя по-прежнему достаточно времени

-

за пять секунд до прилива

-

отпечаток ракушки

дерева

камня

отпечаток морской блохи спрыгнувшей с краешка ветра

отпечаток твоего тела…

-

за пять секунд до прилива

-

…за триста лет до прилива ты уже был здесь

и оставлял отпечаток своего тела

и был восхищён

и ошеломлён

и не находил слов! …

-

о! – ты и сейчас не находишь слов –

ты просто смотришь

………………………………………………………………………………………..

273**

ПУЗЫРЁК ПЕНЫ

Он окончил молитву и встал.

Он встал, и распрямил спину, и разогнул плечи, и поднял голову, и огляделся вокруг…

Он огляделся вокруг… и тут захлестнула его волна: неизбывная волна… тёплая… волна неуд е ржная… – из далёкой дали пришедшая волна. Захлестнула и понесла, и закрутила, и растворила в себе. …

-

и пузырёк пены морской, на горячем выступе скальном осевший, выдохнул из себя:

- го-О-осподи…!

и – выдохнув – расплеснулся в мир

………………………………………………………………………………………..

274**

БЕСЕДА

И Эхо сказало:

- …ну, предположим – нефть, плёнкой тончайшей излившаяся на поверхность вод: она не в силах проникнуть в них, пропитать собой. Но всякая тварь живая (в водах тех обитающая) понуждённая за глотком воздуха всплыть на поверхность – плёнкой той обцепляется в мучающем захвате и умерщвляется в м у ках. Так же – тонко-цепкой плёнкой – глупость и насилие разлиты по всем слоям мироздания, - многобытийного, беззащитного, кровавого, несчастного… Э-э, да что говорить! будто – неизвестное возвещаю. А ведь нет, нет – очевидное…

Эхо умолкло и выжидательно посмотрело на Кактус.

- О, как вы правы! как вы правы!.. – стеснительно, но вместе с тем и возбуждённо залопотал Кактус. – Я давно это подозревал, вот только изъяснить не получалось. Никак....Спасибо вам!

- Гм-м… - Эхо поёжилось, - да за что ж спасибо?... спасибо – не за что. Вам ведь и прежде всё было ясно, не так ли? …Ну, а облечь ясное в форму, в слова… Слова – что слова…?.. они могут привнести в ясность только отзвук, но там, где НЕ -ясность – ясности не породят… а иной раз и утяжелят её порождение. …Вот если бы я не определило, а – изменило! …но как? как…

- Молча, и поднатужась, - неожиданно брякнула Бескрайняя Пустыня, усупленно поглядывая на беседующих.

- Что вы имеете в виду?!? – вскинулся Кактус, и – телом всем – покачнулся. – Не откажитесь пояснить, пожалуйста! будьте добры!

- А что ж, и поясню, - Бескрайняя Пустыня подобралась и приняла позу для удобного говорения. – Если долго не рассусоливать, так попросту – бегите! бегите от своего естества. …Вот только заметите его потуги – сразу и бегите… как можно быстрее, и, желательно, не останавливаясь.

- А дальше? – заинтересованно спросило Эхо.

- Дальше?...Дальше: добившись бежанья необратимого, необратимого настолько, что погоня (будет и погоня) начнёт выдыхаться и уставать – определитесь с направлением. Ваше подлинное естество, освободившись от естества повседневного, само подскажет – куда. …Вы только услышьте! Только поверьте! А услышав и поверив – последуйте незамедлительно!..

Пустыня умолкла.

- Да как же сделать-то это? – горемычно вопросил Кактус. – От естества-то бежать… как убежишь?

Пустыня молчала по-прежнему.

- А я вас спрашиваю: как!?!? – заорал Кактус и чуть не повалился от напряжения.

- Не орите, - медленно сказала Пустыня, - глухих тут нету.

И опять замолчала.

- А я вас спрашиваю: как!?!? – шёпотом заорал Кактус.

- Не шипите – змей распугаете…

А змеи и впрямь – шарахнулись во все стороны, дико оглядываясь на Кактус. …Нахмурилось небо. Шарахнул гром.

- Дошипелись, - вздохнула Пустыня. - …Как… как… Я же сказала в самом начале: молча и поднатужась. Вот и всё.

Пустыня подобралась и приняла позу для удобного лежания.

Громыхнуло… И в этот раз громыхнуло вовсе уж несусветно!

Эхо, позабыв обо всём, жадно (жадно-жадно!) потянулось к раскатам, впиваясь в них, уплетая за обе щеки, наедаясь до отвала.

Исхлестнулся ливень. …И жадно (позабыв обо всём!) взметнулся Кактус в ливневое изобилие, - переполняясь, обжираясь, трепеща…

-

«Жадность – один из вернейших признаков естества…» - угрюмо размышляла старая глухая Гадюка. Ей было мокро и неприютно. …Но, игнорируя ливень и прочие небесные явления, она с жадной терпеливостью – не дёргаясь, не отвлекаясь – торчала у мышиной норы

……………………………………………………………………………...

275**

ПОЗДНЯЯ ИГРА

- Ну, ты будешь стрелять?..

- А как же? – конечно буду! …

- Так не тяни… стреляй давай! Вот ведь…

- Да сейчас… сейчас… Не балабонь под руку! Сейчас…

-

(пауза)

-

- Ты уже выстрелил??

- Да давно уже выстрелил! ты что!... Давно уже…

- Эк оно… Ну надо же… …А мне что теперь – падать?..

- Да… Падай, конечно…

- Да… Ну, ничего… Сейчас вот подышу ещё чуточку… подышу – и упаду… Сейчас…

-

(пауза)

-

- Да падай уж е!

- Сейчас-сейчас…

- Падай!!!...

- … падаю

………………………………………………………………………………………..

276**

о х-ти... да может и так!

не проглядеть бы вначале

лампу нарядную в жёлтом уборе с солнечными боками

с синим пузом

лампу нарядную – да – с солнечными боками

-

там –

во мгле полотняной –

дома друг на дружке стоят

там бордовое алое есть

синее

желтизна цыплёнка

и отовсюду – руки живые

а по окраинам – песок и любовь

...что это?

в щёлку забора смотрю (но нет никакого забора) –

(распрямляюсь смущённый)

-

...и отовсюду – руки живые

: сцеплены руки

неразлуч и мы

всякий цветок им присущ всякая зелень

-

...а по окраинам – песок и любовь

песок и любовь песок и любовь

и любви – бессчётно бессчётно бессчётно

и каждая крупинка песка – сердце

-

и ночь:

синие деревья

синее небо

синяя земля

-

: чашу держу в руке –

все мы там разместились

-

краски плывут гудят –

нет их звонче!

каждый угол – открытая дверь

и то что там за углом – открытая дверь

и то: пляшут коровы трогая трубы домов виолончелью хвоста

пляшут собаки и козы

и кошки

человеки и человечицы

пляшут дома фонари тротуары –

неразлуч и мы – да! –

друг другом равн ы и прекрасны!

-

так!

-

...милые, вас я увижу

и си я нное капнет мне на рукав

и качну рукавом выпуская на волю утаённую колыбель

: видите? – вот я! плыву!

вы думали это месяц?... – а это я плыву!

к вам направляюсь

........................................................................

277**

РАЗОМКНУТОСТЬ УСТ

Я размыкаю уста. Моя речь спокойна. …Я говорю слова, слова, слова, слова… и, разумеется, слова не имеют ни малейшего смысла, но – сцепливаясь, круговор о тясь, нагромождаясь – слова соединяются в только им понятный рисунок, намекая на некий – присутствующий неуловимо и прочно – смысл.

Я размыкаю, размыкаю, размыкаю уста. Вот: мои уста разомкнуты и всякий может подойти-убедиться, всякий может коснуться (хотя бы и кончиком уха), всякий… …Разве есть какие препятствия? или иные какие удержания – разве?... ничего подобного! – настежь распахнуты двери (даже там, где их отсутствие – очевидно)!

Подходите; не стесняйтесь быть рядом со мной; меня не стыдитесь. …Чего ж тут стыдиться?

-

…Вот подошёл ко мне кто-то первый. И второй кто-то. Вот подошли они, и, безут а йно опростав глубокие в ы моины карманов, рассыпали у ног моих сверкающие монеты времени.

Им не жалко (разве только чуть-чуть).

очень надеются

………………………………………………………………………………..

278**

к вопросу «О СУДЬБЕ»

…… …а потом сказал:

- Не сожалей о том, чего у тебя нет. Приглядись повнимательнее к тому, что у тебя есть, и ты поймёшь, что у тебя есть всё. …

- Ах, это только слова! – запричитала Белая Фарфоровая Кукла.

- Ах, это только слова! Ах, это только большой глупый кусок сливочного масла! – заквакали на все голоса окрестные лягушки. – Да-да-да, только большой глупый кусок сливочного масла, лежащий на самом солнцепёке! …и ничего другого!

- У-у-у…! ух ты! …Вот ведь как! – завыла разочарованная мошкара. – У-у-ух!.. Надо же!..

…А Кукла, подобрав платьице и зажмурив глаза, вдруг отчаянно шагнула в болото.

-

И крикнул он ей:

- Да стой ты, дура! нельзя же так запросто взять и в болоте потонуть!.. ни с того ни с сего… Эх!..

-

Весь день сердобольные лягушки ныряли, пытаясь отыскать утонувшую Куклу… Но вот что удивительно: так и не нашли!

не нашли, и всё тут

………………………………………………………………………….......

279**

ПОЛЁТ

Летит… высоко-высоко!..

Крылья расправлены; хоть и не видно крыльев, но – расправлены, это же очевидно!

…И – полёт, тёплый, как терпение и нежный, как солёные океанские брызги на скалах. Бег ли, шёпот ползком, – ничего не видно, уж больно ярко солнце жмётся к глазам, и нет сил «нет» сказать ему, и хочется солнце гладить.

Вот: пролетает мимо. Мимо чего-то там наверху; это сразу заметно: ЧЕГО-ТО ТАМ – теряет тень свою на земле....В этом нет ни капельки боли. Этому нет названья. Но это так прекрасно и так просто, что – вот: ты уже гладишь солнце, всё смелее и радостнее скользя ладонями по огромной родной пригоршне желтизны… землю и ветер вдыхая… переполняясь…

Ты летишь.

Давно ли начался твой полёт?... скоро ли кончится?... – и то и другое одинаково нелепо для тебя и призрачно, одинаково никчёмно…

ты-то ведь знаешь, что ТЫ ЛЕТИШЬ ВСЕГДА

………………………………………………………………………………..

280**

ДОРОГА К ГОРИЗОНТУ (маленькая витражная повесть)

«Я не настолько богат, - сказал Кузнечик, - чтобы искать сухие слова на берегу дождя.»

Но потом – усомнился.

-

- Так! Так! – закивали жёлтые человечки.

- Так! Так! Так! – закивали жёлтые человечки.

- Эй! – закричали жёлтые человечки.

- Качать Кузнечика! – закричали жёлтые человечки.

- О-о!...

И подбежал к Кузнечику жёлтый человечек. И преклонил жёлтый человечек перед Кузнечиком колено.

-

И подбежали к Кузнечику жёлтые человечки. И были – да! – чистыми их щёки и пальцы, - не было ни на щеках ни на пальцах пятен печали.

И жёлтым оказалось утро, и день тоже – жёлтым. Но сквозь жёлтое – то, что желтизну рождает.

-

«...То, что качнулось из цветка – цветок.

Узнают ли друг друга? Не разминутся ли?

Да: им ли не узнать друг друга? им ли разминуться?»...

-

И коснулся Кузнечик губ Океана струнами светлых ног. И спросил:

- Кто рядом с тобой, о, Океан?

И Океан ответил:

- Ты.

О!: удивился Кузнечик, удивился Океан. Все удивились.

-

«...там белый песок, и возлежат на песке дивные добрые устрицы, упёршись локотками в тимьян и бархат. Там льются пантеры и искры от всякого места; где прежде замк о в и печатей было толпл е нье – льются пантеры и искры, и многое льётся иное....там белый, белый песок... там нет печали...»

-

«Мы переползаем из пункта А в пункт Б, и повсюду стоят сторожевые псы с перламутровыми глазами. Псы смотрят на нас... Псы кивают нам вслед... Псы отмыкают пасти, высовывают длинные – бесконечно длинные – языки из мягкого пламени и полыни, норовя приласкать дрогнувший за нашими спинами воздух.

Они уже соскучились. Затосковали.

...Мы оглядываемся.

Мы машем шляпами и кричим собакам, что мы вовсе их не покидаем, что мы никуда не деваемся, - просто: мы мчимся по кругу, из круга, в круге; мы норовим залечить круг, и именно поэтому так грозно рычит наш локомотив, так грузно так громко перестукиваются вагоны.

...Мы оглядываемся.

Мы замечаем: наши колёса (наши замёрзшие лапки) мчат-переступают по мягкому пламени и полыни... по рекам... по льдам и туманам... по о тбликам разных имён и бликам желаний. И очень неспешны мы, и очень спокойны.

Так замечаем: мы знаем куда идём; нам известна наша дорога

-

Улитка смеялась целых три дня, а на четвёртый сказала:

- Уф-ф...

- Вот как! – вскинулся Сизый Журавль. – Именно так!?.. вы не ошиблись?

- Ну откуда же мне это знать? – искренне удивилась Улитка. – Откуда? – хмыкнула; смешливо вскинула брови. – Ошиблась... не ошиблась... Вот чепуха!

- Не скажите, голубушка, - ос е рженно возмутился Журавль. – Вот... – он махнул крылом в сторону звёздного неба, - мы все смотрим на вас, все ждём ваших указаний!

- Ну ничего себе... – прямо-так и обалдела Улитка. – Вот-так-так!

- Да-да, - назидательно произнёс Журавль, - именно так: ждём ваших указаний.

-...А может не стоит? – робко и грустно попросила Улитка.

- Стоит, - твёрдо ответил Журавль.

Утром, пока все спали, Улитка собрал свои пожитки и поползла... поползла... поползла...

-

«... Тот, кто уползает-ползёт в сторону одиночества, - неизбежно встречается сразу со всеми, со всем. Разом....Больше в той стороне никого нет, ничего нет...

...А может и есть... Вот.»

Тысячу раз зачищали эту чернильную надпись всевозможными моющими средствами, но она всё равно проступала – какое-то время спустя или сразу – вновь. И по-прежнему – проступая вновь – она была всё такой же неопределённой, такой же расплывчатой и недосказанной.

Ну что ты тут поделаешь! так и бывает.

А тем, кто соприкасался с надписью, хотелось хоть какой-нибудь определённости. Может быть потому, что они больше не могли – хоть взорвись! – без определённости жить... а может быть потому, что определённость, в отличии от неопределённости, легко поддаётся зачистке даже при наличии отсутствия моющих средств: р-раз...»

-

Очень трудно голубям и синицам добывать деньги.

Они так заметили: у людей есть деньги – и им с большой охотой в разных местах меняют деньги на хлеб. И люди лопают хлеб вдосталь. Даже зимой.

А что же голуби и синицы? – на них смотрят снисходительно и с пожатием плеч; знают: у этих типов в перьях нет денег.

Очень трудно голубям и синицам добывать деньги.

И хлеб.

-

- Видел ли ты когда-нибудь берега своего острова? берега из влаги и шёлка...?

- Нет, - ответил Путник.

-

«...Я иду по снегу. Я шепчу снегу своё имя, и снег – снег! – отвечает мне, и называет своё имя.

Мы шепчем, шепчем друг другу свои имена. Наш шёпот возносится, наш шёпот восходит повсюду... Он замирает-трепещет где-то там, на самых верхних границах... Шёпот сливается-сплетается в ноту одну, верную, указующую на данность родную: мы шепчем друг другу свои имена... мы шепчем друг другу одно и то же имя... у нас одно имя... мы – одно.»

Я иду по снегу.

Я иду по снегу голый. Я только что родился.

Мне не нужна одежда и пища; я не собираюсь – нет! – брать-губить чью-то жизнь (жизни...) взращивая свою. Мне не нужны слова. Мне не нужны начало и конец....Но это вовсе не означает, что мне ничего не нужно, - мне нужно ВСЁ, всё-всё-всё – имеющее одно имя. Да.

-

Светлая песенка... – радужный мячик, пляшущий по небосклону... одинокое золото на подбородке ветра... мир и ласканье.

Ты любезна мне, и всякому ты любезна, - от всякого неотделима; все тобою согреты... Кто же согреет тебя?

-

«...Когда я сидел на берегу реки, некая рыба шепнула мне:

- Малыш, там, - рыба махнула плавником, - неподалёку отсюда, есть гора. Эта гора – ты.

Я пошёл туда, куда показала мне рыба. Я нашёл гору. И она оказалась мною.

Клянусь! – она оказалась мною.»

-

Это просто океан... Просто белая вода...

Это просто океан изо льда...

Он из жёлтой мостовой приподнялся надо мной и – качнулся над моей головой.

Он стонался, он рыдал, он смеялся, лепетал... и – качался над моей головой.

...Вот представьте: океан – к вам! «Неужели это нам!?..» - вам!

Это попросту – подарок.

Это попросту – подарок.

-

Нежность, где ты?

...Почему-то (ох...) с трудом отыскиваются листки с номерами телефонов, с адресами... И вечер ввисает-впрыгивается в жилое огромным арбузом, надл о пнутым и глубоким...; он – вот; он вертится, вытрескивая-мельтеша из себя – минуты, часы, годы... и нет ничего окрест, что не вертелось бы вместе с ним... возможно – всегда; всё вертится вместе с ним... вокруг меня... вокруг нас...

Кажется: апрельская колыбель поднялась над городом; город в себя вобрала, впитала...; расплеснулась широкими рукавами над миром – Миром-Городом. Вот как!

(Скажите, что вам стоит посмотреть в глаза котёнку шагающему по лужам? что вам мешает?...Ну уж не котёнок же вам мешает, верно ведь...) Мы с вами шагаем по лужам и не заглядываем друг другу в глаза, нет, - даже не задумываемся о такой возможности. Мы переступаем через опавшие листья, через реки, через страны и миражи, иногда – спотыкаясь, но – не роняя взгляда, спотыкаясь лицом целокупно. Вот как... Потому что – умеем, и умение это далось нам легко.

Так:...... (но здесь – пауза)

-

...я пошёл в ванную, открыл кран, и из него хлынул Род Человеческий вперемешку с дождём...

-

(Я из снега, как из родины, вышел, и направился в сторону горизонта. По дороге многие мне встречались, так говорили: - «Горизонт на плечах твоих – пыльцою и смехом! Стоит ли дальше идти? быть на этой дороге? – оставайся с нами!...Что тебе стоит? замри и останься!»

Но я не замер – нет! – не остался, - направлялся в сторону горизонта. И чем дольше и дальше шёл, тем, конечно же, ближе и ближе придвигался. Близко-близко! Нос к носу......Даже если я не продвинулся и на пол-улиткиных-шага, натужно шаркая-скрежеща инд е велыми зубцами подошв, всё равно!: всё ближе и ближе. Теперь – приближаясь...

...Вот: здесь.)

-

«Некая устрица брела по берегу океана в милую-милую сторону. В той стороне, куда брела устрица, цвели каштаны, тренькал дождик в асфальт, бродили по крышам коты и грелись на карнизах голуби...

...и – дальше, дальше! ещё и ещё дальше, - туда, за ширмы, отделяющие всё, что она могла пройти и увидеть, от милой стороны.

Ей было трудно, - её так и тянуло обернуться. Ей было тяжело, - её манило вернуться в океан; бежать, бежать от берега дороги!.. Устрица всхлипывала, устрица кого-то звала, роняла вещи, падала. Устрице казалось, что она вот-вот сойдёт с ума, и даже (и это её капельку утешало, было приятным, близким, добрым), возможно, умрёт.

И вот в тот момент, когда ей стало совсем-совсем трудно и совсем-совсем тяжело, - неожиданно, в безмолвии и простоте, разверзлись – перемешивая, удивляя – земля, и небо, и светила, и океан. И из чудесных разверстий-дверей хлынули к изнемогающей устрице стайки каштанов, крылатые колокольцы дождей, необиж а льные радужные хороводы голубей и котов. Они подхватили – кружась, хохоча – обрадованную устрицу на руки, и понеслись, понеслись как можно скорее, горсточками трепета и надежды, к милой стороне.

...Вот они уже и там. Уже там.»

-

«Мальчик, мальчик мой...»

Я наклоняюсь (я совсем маленький, крошечный, немногим выше белки) низко-низко... далеко...

-

...Далеко-далеко внизу раскинулись огни города....Но – далеко. Нужно было наклониться, вытрёпывая – растяжкой костей, мышц, кожи – края рубахи из-под бедренной о бтяжи штанов – н и жась, н и жась – солнышко-лицо, - н и жась, н и жась, - стараясь, чтобы только за солнышко его и приняли, только за солнышко-солнце. Или вообще – упасть на колени, намокая камневыми крошками и пылью, намокая предместьями города; каждым штрихом – вот-вот – рябь, но вместе – небо. (Да, ты понимаешь: сделать это ты мог только тогда, когда был горизонтом, и вспомнить это ты сможешь только тогда, когда вновь горизонтом станешь.)

-

Мальчик, мальчик мой...

-

Милый, милый мой, что это? – будто бы город покрылся пухом и тишиной... И я – топочу, зарываюсь в пух подошвами, пятнаю пух цепочкой мелких следов. Я по-всякому здесь. Я здесь почти что вс у е, но уходить-покидать – нет, не собираюсь, - надеюсь, что будет иначе, что образуется всё, что.........

Милый мой, милый, что же это такое? откуда – за что? – милость, милость такая? Запрокинешься – не вобрать, - а и нет печали. Распластаешься – руками и сердцем объятия не осилить, - да не грущу, стараюсь. Мне б выть, скрежетать зубами, но нет – весел, весел...

Милый мой, милый! – остров далёкий – тот самый остров! – краями острыми ударяет в рёбра мои... бьётся! бьётся птица чудесная! – зовёт, настаивает...

Милый мой, милый мой, что это?..

Зима...

-

«...из города – песок. Из грозди урагана – песок и город.

Я почти пришёл. И здесь увидел смятую равнину, где тени дел, деревьев и огней обвязаны кирпичною стеною и сжаты в узел. Я расплёл его... Я подобрал серебряные см е хи и выстелил дорогу к горизонту....Но: показалось...

Я пришёл, пришёл. И те, кто рядом – тоже. И теперь.........

-

Зима.

Я удивляюсь. Я молчу.

Я говорю. Мне сразу отвечают. И возникает некий разговор, которому возникнуть было нужно.

И вновь молчу. И мне молчат в ответ...: Мы говорим. Мы долго говорим...

Мы говорим и нынче

............................................................................................................

281**

оАаоА-а-а-а…

скрыты под пылью скрыты под пылью

далеко под пыль уходя

оАаоА-а-а-а…

то ли мы скажем ветки черёмух

то ли под пыль уходя

оАаоА-а-а-а…

в лепете белом

в хоре гранита

(то ли под пыль уходя)

ой это так ли

ой ли ин а че

мы переходим и плачем но всё равно переходим вот мы уж е перешли

-

оАаоА-а-а-а… – здесь мы

здесь мы

на этом вот самом месте – именно здесь –

мы рисуем свои имена и лица

мы снимся

мы вспоминаем

именно здесь мы распахиваем грудь продолжая ощущать спиной и затылком тёплое и большое

-

оАаоА-а-а-а…

здесь

именно здесь

это такое место

это длинная полоса смыкающая четыре в одно

это длинная длинная полоса –

это разбег нашим лапкам

(оАаоА-а-а-а…) разбег нашим лапкам подкрылым

-

МИЛОСТЬ

-

дорога

…………………………………………………………………………………………………………..

282**

ПОПРОШЕНИЕ…

…потерпите…

Скоро, скоро задудят на разные голоса птицы… погаснут уличные фонари… колыхнутся строгие травы…

Это случится скоро. …И тогда вы сможете выйти на балкон, раскрыть зонтик и прыгнуть вверх… вверх… вверх…

скоро…

-

…вот. Вот вы и прыгнули, деликатно проигнорировав беспричинность земного притяжения. Вот вы и оказались там, где давно мечтали оказаться: далеко-далёко от одиночества.

О! это – награда за ваше терпение; это – вы, вы…!

-

(Потерпите… Пожалуйста, потерпите…

Совсем, совсем, совсем немного… чуть-чуть… капельку… …А?

-

пожалуйста…)

……………………………………………………………………………….

283**

ЁЖ, ДОМ И УТРО

Вот, собственно, день и прошёл. Да и стоит ли заниматься такой ерундой, как понимание прошедшего дня? Кому и зачем это нужно?

-

Ёж протоптал на гладком бетоне тропинку, и, спрятавшись за мусорным ведром, наблюдал; за собственными шагами наблюдал ёж, спрятавшись за мусорным ведром. А ещё: ёж дышал на ведро, потом протирал лапкой запотевшую цинковую стенку и смотрел на себя. Смотрел долго, а насмотревшись – тихонько улыбался и засыпал.

-

…Ночь. Ласково шелестят ветки яблонь. Пахнет землёй и ежами, небом и ветром.

-

…В доме никто не спал. В доме никого не было. Дом отдыхал.

Утром – дом расправит крылья и улетит. Улетит, не написав записки, не собрав на дорогу кошёлки яблок, не попрощавшись с ежом… Ах, ёж! Они так давно знают друг друга, что попрощаться – это всё равно, что обидеть, всё равно, что забыть!..

-

В доме никто не спал. Шелестят ветки яблонь. Пахнет утром.

-

Утро. Пора.

вы готовы?

0**

разговаривание со здесь читающим

поднявшись на башню – ты увидел всё, что тебе надлежит увидеть

…не торопись уходить! –

…может быть тебе стоит увидеть и всё остальное…?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: