Познавая действительность, человек по-разному относится к окружающим его предметам, явлениям, событиям, другим людям, а также к самому себе. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи вызывают восхищение, четвертые — возмущают.
Эмоции и чувства — это субъективное, личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Следует обратить внимание на многозначность слов «эмоции» и «чувства» как в обыденном смысле, так и в терминологии, применяемой в научной и учебной литературе. Так, научным эквивалентом словосочетания «органы чувств» является термин «анализаторы».
Эмоции и чувства соотносятся по-разному. Иногда — как содержание (чувства) и форма (эмоции). Чаще же их различают по происхождению. Тогда эмоции рассматриваются как исходные, первичные, более простые психические явления, чувства же выступают как производные, вторичные, сложные, присущие только человеку структурные образования. В субъективном мире человека между ними складывается обратное соотношение. «Выросшие» из эмоций чувства уже включают их в себя наряду с другими компонентами. Поэтому некоторые проявления чувств иногда называют по их ведущему компоненту — эмоциями. В зависимости от акцента — либо на существовании, либо на происхождении субъективного мира — используют понятия «сфера чувств» или «эмоциональная сфера».
|
|
В узком смысле под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей в данный момент.
Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими.
Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил, напряжением, называются стрессовыми. Стресс возникает под влиянием сильных воздействий и характеризуется целым рядом неспецифических физиологических сдвигов, по которым нельзя судить о содержании эмоций, а также рядом психических проявлений.
Исследование стресса проводится в рамках учения о гомеостазе (постоянстве внутренних условий функционирования организма) и учения Г. Селье об «адаптационном синдроме» (своеобразной защитной реакции организма, мобилизующего свои ресурсы в ответ на сильные и травмирующие внешние воздействия).