Глагол – это часть речи, выражающая действие или состояние. Глагол в немецком языке изменяется по лицам, числам, временам, обладает категориями залога и наклонения.
Глагол в немецком языке имеет 3 лица (die 1. Person, die 2. Person, die 3. Person), два числа (единственное – der Singular и множественное – der Plural), 6 временных форм (настоящее время – das Präsens, 3 формы прошедшего времени – das Präteritum, das Perfekt, das Plusquamperfekt, 2 формы будущего времени – das Futur I; das Futur II).
В зависимости от типа спряжения немецкие глаголы подразделяются на несколько групп: 1) сильные (die starken Verben);
2) слабые (die schwachen Verben);
3) неправильные (die unregelmäßigen Verben).
Различия между этими группами наиболее ярко проявляются при образовании так называемых трех основных форм глагола.
Основные формы глагола это: 1) неопределенная форма глагола – Infinitiv; 2) форма простого прошедшего времени – das Präteritum в 1-ом и 3-ем лице единственного числа; 3) причастие II (Partizip II).
Сильные глаголы образуют основные формы при помощи изменения корневого гласного: gehen – ging – gegangen, sitzen – saß – gesessen. В немецко-русском словаре все инфинитивы сильных и неправильных глаголов помечены значком * (например: helfen*), а в конце словаря в алфавитном порядке дан список трех основных форм этих глаголов. При заучивании сильных глаголов необходимо заучивать их основные формы.
|
|
Слабые глаголы не изменяют корневой гласный при образовании основных форм: machen – machte – gemacht.
При образовании основных форм каждый из неправильных глаголов обнаруживает свои особенности. К этой группе относится сравнительно незначительное число глаголов.
1. Спряжение сильных и слабых глаголов в настоящем времени (Die Konjugation der starken und der schwachen Verben im Präsens).
Формы настоящего времени сильных и слабых глаголов образуются путем прибавления личных окончаний к основе неопределенной формы глагола. Основа неопределенной формы глагола – это часть глагола без окончания, например malen → malen → mal. Итак, формула образования настоящего времени такова:
основа глагола + личное окончание
Система личных окончаний для слабых и сильных глаголов едина:
Singular | Plural | ||
Person | Person | ||
ich | -e | wir | -en |
du | -(e)st | ihr | -(e)t |
er, sie, es | -(e)t | sie | -en |
(Вежливая форма) Höflichkeitsform Sie: -en |
Пример спряжения слабых глаголов: | Пример спряжения сильных глаголов: |
ich mal e wir mal en | ich ruf e wir ruf en |
du mal st ihr mal t | Du ruf st ihr ruf t |
er, sie, es mal t sie, Sie mal en sie, Sie mal en | Er, sie, es ruf t sie, Sie ruf en |
Если основа глаголов заканчивается на –d, -t, -dm, -tm, -chn, -ffn, dn, gn, то при спряжении эти глаголы получают во 2-ом лице единственного числа окончание – est, а в 3-м лице единственного и во 2-ом лице множественного – et:
Пример спряжения слабых глаголов: | Пример спряжения сильных глаголов: |
ich bade wir baden | ich finde wir finden |
du bad est ihr bad et | du find est ihr find et |
er, sie, es bad et sie, Sie baden | er, sie, es find et sie, Sie finden |
Если основа глагола заканчивается на –s, -ss, -ß, -z, -tz, то глаголы во 2-ом лице единственного числа получают окончание – t:
|
|
Пример спряжения слабых глаголов: | Пример спряжения сильных глаголов: |
ich hasse wir hassen | ich sitze wir sitzen |
du hass t ihr hasst | du sitz t ihr sitzt |
er, sie, es hasstsie, Sie hassen | er, sie, es sitztsie, Sie sitzen |
Сильные глаголы с корневыми гласными a, au, e во 2-ом и 3-млице единственного числа меняют корневую гласную:- a- на- ä -, - au - на – äu -,- e - на – i -, - ie -, или ieh -:
a → ä: | au → äu: |
ich fahre wir fahren | ich laufe wir laufen |
du fährst ihr fahrt | du läufst ihr lauft |
er, sie, es fährtsie, Sie fahren | er, sie, es läuftsie, Sie laufen |
e → i, ie, ieh: | |
ich spreche lese sehe | wir sprechen lesen sehen |
du spr i chst l ie st s ieh st | ihr sprecht lest seht |
er, sie, es spr i cht l ie st s ieh t | sie, Sie sprechen lesen sehen |
Исключение составляют глаголы stehen, gehen: они не изменяют корневые гласные при спряжении в настоящем времени, хотя изменяют их при образовании основных форм. Поэтому их относят в группу неправильных глаголов.
Упражнения: