Качество коммутации оценивается классом коммутации, т.е. степенью искрения под сбегающим краем щетки.
При классе 1 - искрения нет.
При классе 1.25 - слабое точечное искрение под небольшой частью щетки.
При классе 1.5 - наблюдается искрение под большей частью щетки.
Появляются почернения на коллекторных пластинах и нагар на щетках, которые устраняются протиранием безворсовой салфеткой смоченной в бензине.
При классе 2 - искрение под всем краем щетки.
Почернения и нагар не устраняются протиранием бензином. Быстрый износ щеток,
При классе 3 - сильное искрение под всем краем щетки с крупными вылетающими искрами.
Происходит значительное почернение коллектора и частичное разрушение щеток.
При классах коммутации 1; 1.25; 1.5 допускается работа электрических машин в продолжительном режиме.
Класс коммутации 2 допускается только при кратковременных перегрузках.
Работа электрических машин с классом коммутации 3 – недопустима.
Искрение под щетками вызывает ионизацию воздуха, которая способствует образованию (при высоком напряжении между коллекторными пластинами и плохом состоянии коллектора и щеток) электрической дуги.
Причины сильного искрения под щетками:
- работа при сколотых или сильно изношенных щетках;
- большой зазор между щеткодержателем и коллектором;
- установка на одном коллекторе щеток разных марок или с неодинаковым нажатием, и в результате с различными контактными сопротивлениями;
- увеличение фасок на коллекторных пластинах, что приводит к уменьшению периода коммутации; значительная перегрузка электрических машин при которой дополнительные полюсы, вследствие их магнитного насыщения, полностью не выполняют свое назначение; межвитковое замыкание в обмотке возбуждения или в якорной обмотке;
- вибрация щеток из-за неправильной формы коллектора;
- ослабления крепления щеткодержателя;
- нарушения балансировки якоря;
- наличия ползунов на бандажах;
- боксования колесных пар;
- быстрое увеличение позиций контроллера.