Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)

Истоки: 1. Колониализм (Азия, Африка) 2. расцвет индустриализма (рост городов, транспортных сетей, капиталов, усиление разрыва между городом и деревней, строительство Эйфелевой башни и открытие Суэцкого канала.) 3. широкое применение научных открытий (медицина: победа над инфекционными болезни; 1830 – 1890 гг. математика и геометрия: Коши, Дедекинд, Лобачевский, Клейн; физика: Фарадей, Максвелл, Джоуль; химия: Менделеев, фон Либих; создание микробиологии: Кох и Пастер; утверждение экспериментальной медицины и физиология: Бернар; теория эволюции: Дарвин).

Черты: 1. Примат науки: известно лишь то, что сообщают науки; единственный метод познания — естественно-научный.

2. Метод естественных наук (каузальные законы, господствующие над фактами) работает как при изучении природы, так и общества.

3. Социология как наука об «естественных фактах» (человеческих отношениях), — продукт философской программы позитивизма.

4. Единство научного метода и его примат в качестве инструмента познания.

5. Оптимизм, вера в неизменность прогресса (понятого как автоматический процесс или как продукт человеческой изобретательности), грядущее благосостояние и человеческую солидарность.

6. Черты романтизма в позитивизме (Колаковский): наука как единственный прочный фундамент индивидуальной и общественной жизни, своеобразное «обожествление факта». Статус «бесконечного» приобретает наука, мессианизм в понимании философии истории О. Конта.

7. Черты просвещения в позитивизме (Geymonat): вера в научную рациональность, для которой нет неразрешимых проблем; вера в светскую, свободную от теологических предпосылок, трактовку культуры.

8. Некритическая, часто поспешная и поверхностная вера в постоянный беспрепятственный рост науки (кроме Дж. С. Милля)

9. «Позитивность» науки связана с борьбой против идеалистических и спиритуалистских трактовок реальности.

Первый этап. Сциентизм: научное знание - оптимальная основа человеческой жизнедеятельности. Идеал научного знания: естественно-научное. Идеологическое кредо – прогресс и порядок.

Родоначальник О.Конт (1798-1857), «Курс позитивной философии» (1830—1842). Закон трех стадий.

Критерий: развитие разума, души человека. Суть закона: каждое из наших основных понятий проходит три теоретических стадии: 1.теологическую (фиктивную): феномены – продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов.); 2. метафизическую (абстрактную): феномены – продукты действий абстрактных сущностей, идей (тела соединяются благодаря «симпатии»); 3. научную (позитивную). «человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания открывает, комбинируя рассуждение с наблюдением, их действующие законы (неизменные связи последовательности и сходства). Философия - инструмент упорядочивания наук, способ выявления общих для всех наук законов, которые можно перенести и на общество, создав «социальную физику».

Г. Спенсер (1820-1903), «Основные начала» 1862. Задача философии: унификация знания, выявление общих принципов науки: неуничтожимости материи, непрерывность движения, силового сопротивления. Самый общий - принцип изменения всего существующего.

Дж.Ст. Милля (1806-1873) основным орудием научной философии является индуктивная логика. Миллю приходилось отстаивать самостоятельное существование логики, доказывать отсутствие тесных связей между логикой и традиционной метафизикой. Милль подверг критике метафизическое истолкование ясности и простоты теории. Простота научной теории никак не связана с тем, что в ней со всей очевидностью открывается некая "первая сущность". Простота теории - это лишь чисто логическая ее характеристика, последовательность выведения одних положений из других.

Второй этап. Эмпириокритицизм швейцарца Р.Авенариуса (1843-1896) и австрийца Э.Маха (1838-1916). В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя.

Термин «эмпириокритицизм» введен Р.Авенариусом и означает критику опыта. Опыт - это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждений, высказываний. Специфика понимая опыта - «принципиальная координация». Элементы опыта как единства «Я» и «среды» нейтральны, в зависимости от точки зрения они могут рассматриваться и как «физические», и как «психические». Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности. Главный руководящий принцип – принцип наименьшей траты сил:

монолитность опыта, минимум различных точек зрения в опыте. Ориентация на кумулятивную модель развития научного знания, предполагающую непрерывность роста знания. Основа - описании фактов. Мах Э. переиначил руководящий принцип в принцип экономии мышления. Ядро описания - анализ ощущений - данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфереЗначит, общие положения наук могут носить только условный характер и быть продуктом соглашения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: