1. Социальная эпистемология (социальная гносеология) — это философская (социально-философская) наука, исследующая основные способы познания социальной реальности (общества, социума) и составляющая теоретическое ядро социальной методологии (методологии социальной реальности). Можно выделить несколько основных традиций социальной эпистемологии: а) позитивизм и марксизм; б) неокантианство и Макс Вебер (веберианство); в) социальная феноменология и герменевтика; г) постструктурализм и постмодернизм.
2. Эмпирический уровень в социальном познании составляют два основных эмпирических метода — социальное наблюдение и социальный эксперимент, а также процедура измерения. Первостепенная задача данных эмпирических методов — первоначальный сбор данных для первичного эмпирического обобщения, а также для последующего теоретического анализа.
85
3. Теоретический уровень социального познания складывается из множества различных методов познания — индукции, дедукции, синтеза, анализа, аналогии, моделирования, интерпретации, исторического метода, математического метода, статистического метода и т.п. Главная цель всех этих методов в совокупности — обеспечить создание «теоретической социальной онтологии», «особого теоретического мира» моделей, понятий, теорий, адекватно отражающих социальную реальность.
|
|
4. В экономическом познании могут быть использованы и социологические инструменты исследования. Всего можно указать на существование десяти основных методов социологического исследования: 1) анализ документов; 2) контент-анализ; 3) социальное (социологическое) наблюдение; 4) анкетирование; 5) интервью; 6) метод экспертных оценок; 7) социометрический опрос; 8) тестирование; 9) социальный (социологический) эксперимент; 10) мониторинг.