Теоретический уровень в социальном познании

Теоретический уровень социального познания складывается из множества различных методов познания — индукции, дедукции, синтеза, анализа, аналогии, моделирования, интерпретации, исторического метода, математического метода, статистического метода и т.п. Главная цель всех этих методов в совокупности — обеспечить создание «теоретической социальной онтологии», «особого теоретического мира» моделей, понятий, теорий, адек­ватно отражающих социальную реальность.

«Теоретическое мышление стремится к построению особого "теоретического мира", который имеет свою "онтологию", представляющую некоторое многообразие в единстве и единство в многообразии»1.

Начинает же теоретическое познание, как правило, с того, что «исправляет» и «модифицирует» подходы обычного, традицион­ного человеческого мышления.

«Теоретическое познание на своих первоначальных стадиях выступает как активное преобразование имеющихся дорефлек-тивных представлений "здравого смысла", "повседневного мыш­ления"»2.

В социальном познании стереотипы здравого смысла, обыден­но-житейского мышления бывают особенно сильны; традицион­ный, «повседневный» человек считает себя знатоком по отноше­нию практически ко всем проблемам социальной жизни: поли­тическим, социологическим, экономическим, правовым и т.п. Если, например, физиком себя почти никто не мнит, кроме людей, получивших специальное физическое образование, то экономистом, например, мнит себя каждый второй или третий, и причем без всякого экономического образования.

Социальная онтология, выстраиваемая на теоретическом уров­не социального исследования, помогает осуществлять научное предвидение, прогнозировать с высокой долей вероятности те или иные социальные процессы или события. В отличие от естествен­но-научного предвидения социальное предвидение никогда не может претендовать на абсолютную точность; наоборот, оно

Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. С. 268. Там же. С. 262.


всегда базируется на вероятностном знании, при этом чем более «дальним» по своему характеру является социальный прогноз, тем менее достоверным будет такое знание.

Теоретические методы социального познания доказали свою эффективность посредством многовековой практики своего при­менения, и поэтому исследование их (которое мы осуществим позднее, на примере теоретических методов экономического ис­следования) является важнейшей задачей как социальной эпис­темологии, так и методологии социального познания.

В самом общем виде связь теоретического и эмпирического в со­циальном познании можно прорезюмировать следующим образом:

1) эмпирическое познание имеет в основном экстенсивный (расширяющий) характер, теоретическое познание, наоборот, — интенсивный (углубляющий): эмпирическое познание расширяет границы социального знания, теоретическое познание углубля­ет социальное знание, делает его более «насыщенным»;

2) эмпирическое социальное познание в генетическом плане чаще всего предшествует теоретическому познанию, опережает его, но теоретическое исследование социального мира задает ориентиры эмпирическому социальному познанию, направляет его в нужном направлении;

3) теоретическое социальное познание помогает осуществлять прогноз социальных явлений и процессов, эмпирическое социаль­ное познание подтверждает или опровергает этот прогноз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: