Широко используется в различных сферах деятельности и для различных целей.
Метод может проводиться в двух формах:
– анкетирование – опрашиваемым раздается анкета с вопросами, на которые предлагается дать ответы;
– интервьюирование – интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы.
Обе формы требуют тщательной разработки сценария опроса (опросных анкет), однако при использовании первой формы необходимо тщательно разработать возможные варианты ответов. Недостатком первой формы опроса является и тот факт, что отсутствует полная гарантия возврата всех розданных анкет.
Выполнять метод опроса необходимо в следующей последовательности:
– разработка программы исследований (в целом программа схожа с используемой в методе эксперимента, однако здесь дополнительно указываются цель и задачи опроса);
– разработка опросных анкет;
– проведение непосредственно опроса;
– обработка и анализ результатов опроса;
– формирование выводов и рекомендаций.
Разработка опросных анкет
|
|
Под анкетой понимается объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно – качественных характеристик объекта исследования.
При использовании первой формы опроса обязательным является наличие краткого вступления, где указывается организация, выполняющая исследования, тема исследований, цели и задачи, поясняется техника заполнения анкеты.
Структурно при использовании любой формы опроса анкета делится на три части.
В первой части располагаются наиболее простые вопросы, целью которых является побуждение к заинтересованности собеседника и введение его в курс обсуждаемых проблем.
Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти размещаются в середине анкеты. Здесь вопросы должны объединяться в блоки по тематическим и проблемным принципам.
Для более объективной оценки исследуемого процесса возможные варианты ответов во второй части анкеты должны иметь более глубокою дифференциацию. Скупые ответы «да» и «нет» не всегда уместны. Более полная характеристика будет получена, если, например, на вопрос «Устраивает Вас уровень заработной платы?», предусмотреть следующие варианты ответов: 1. «Очень устраивает»; 2. «Устраивает»; 3. «Больше устраивает, чем нет»; 4. «Мало устраивает»; 5. «Больше не устраивает, чем устраивает»; 6. «Не устраивает».
К концу работы с анкетой трудоемкость вопросов, как правило, должна снижаться. Здесь обычно размещают, так называемую, «паспортичку», из которой получают данные о личности опрашиваемого. Оговоримся, что анкетирование, особенно по исследованию социального климата организации, должно быть только анонимным.
|
|
Социологические измерения различных сторон и свойств социальных явлений связано с поиском таких факторов, которые могли бы служить их количественной характеристикой, т.н. индикаторов (разнообразных предметов, событий, признаков явлений, поведенческих поступков, оценок личностей и т.п.). Индикаторы образуют шкалы измерений. Например, индикатор «Уровень образования» имеет такие позиции шкалы измерения: начальное; неполное среднее; среднее; среднее специальное; незаконченное высшее и высшее.
На практике применяются три типа шкал:
номинальная– измеряются объективные признаки респондентов: пол; семейное положение; уровень образования и т.п.;
порядковая (ранговая) – измеряются субъективные отношения респондентов. Сюда входит подавляющее большинство свойств и признаков социальных явлений: отношение к месту работы; отношение к уровню заработной платы; отношение к уровню социальных гарантий и т.п. Позиции ранговой шкалы располагаются в порядке убывания;
интервальная – измеряются признаки, значение которых можно выразить числами: стаж работы; возраст; количество часов работы на ПЭВМ и т.п.