Необходимое регулирование скорости можно производить применением тех или иных ступеней ослабления возбуждения двигателей.
Ведение поезда при переходе с подъема через перевал на спуск.
После выхода первой трети поезда на спуск начинают постепенно переходить на низшие позиции контроллера; полностью контроллер можно выключить лишь после выхода на спуск большей части поезда. Если поезд выходит на вершину подъема по инерции при выключенном контроллере, то после перехода электровоза на уклон применяют электрическое торможение или приводят в действие вспомогательный локомотивный тормоз, постепенно повышая давление в тормозных цилиндрах локомотива, пока весь состав не выйдет на вершину перевала. После этого тормоз постепенно начинают отпускать.
При выключении контроллера на электровозе любой серии следует главную его рукоятку четко фиксировать на нулевой позиции; на электровозах с противоразгрузочными устройствами в противном случае возможно появление выбоин на бандажах 4-й иг8-й по ходу колесных пар вследствие действия этих устройств (нагрузочные клапаны останутся задействованными при пневматическом торможении). Если же главная рукоятка контроллера будет оставлена на 1—3-й позициях электровоза постоянного тока, то неизбежны потери энергии в пусковых резисторах, а при необходимости снижения скорости тормозной путь будет увеличен.