Платежи за пользование природными ресурсами

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономическую деятельность ( включают ввозные и вывозные таможенные пошлины.

К неналоговым доходам относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; - иные неналоговые доходы. Для неналоговых доходов государства характерны особенности, отличающие их от государственных налогов.

Особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности в использовании поступлений по ним. Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.

Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

по территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;

по методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;
по источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;

по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства

Для регулирования межбюджетных отношений Бюджетным кодексом РФ определены такие основные принципы бюджетной системы РФ, как принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, принцип самостоятельности бюджетов, а также равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии с данными принципами бюджетной системы региональные власти в целях выравнивания дисбаланса между доходами и расходами по местным бюджетам осуществляют межбюджетное регулирование.

Предоставление дотаций, субсидий, субвенций, а также изъятие так называемых «излишков» с помощью отрицательного трансферта относится к методам прямого межбюджетного регулирования, в то время как передача дополнительных нормативов отчислений от налоговых доходов является инструментом косвенного регулирования. Для того чтобы выстроить эффективную систему межбюджетных отношений на субфедеральном уровне, необходимо на длительный период произвести разграничение между прямыми и косвенными инструментами регулирования.

У каждого из методов есть свои преимущества и недостатки. Прямое межбюджетное регулирование призвано сглаживать диспропорции путем выравнивания бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями. С одной стороны, это оправдывает себя, так как в составе местных налогов остались только земельный и налог на имущество физических лиц. Собственная доходная база муниципальных образований не покрывает даже самые минимальные расходные потребности, и финансовая помощь призвана сократить существующий разрыв между доходами и расходами. Целью межбюджетного регулирования должно быть достижение максимальной справедливости и эффективности для того, чтобы каждый гражданин имел равный доступ к общественным финансовым ресурсам независимо от того, где он проживает.

Совершенствование межбюджетных отношений невозможно без корректировки механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также вызвано необходимостью передачи дополнительных дифференцированных нормативов отчислений от налогов и сборов из региональных бюджетов в местные.

МИНИМАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. Важнейшим принципом межбюджетных отношений является выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам Российской Федерации, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов Федерации и согласовываются с субъектами РФ до принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Государственные и муниципальные займы — это денежные ресур­сы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюд­жета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключае­мых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или га­рантов. 1. Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.
2. От имени Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному Правительством Российской Федерации ответственному федеральному органу исполнительной власти.
3. От имени субъекта Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Для начала важно отметить, что право внутренних заимствований, в отличие от внешних, принадлежит в равной мере РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Государственные внутренние заимствования РФ, субъектов РФ - это займы, привлекаемые от граждан и юридических лиц, иностранных государств, международных организаций, иных субъектов международного права, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъектов РФ как заемщиков либо гарантов исполнения долговых обязательств другими заемщиками. Муниципальные внутренние заимствования - это займы, привлекаемые от граждан и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика либо гаранта исполнения долговых обязательств другими заемщиками. Внутренние государственные и муниципальные заимствования должны быть выражены в валюте РФ.
Так же, как и внешние заимствования, внутренние заимствования состоят из двух показателей:
1) непосредственные внутренние заимствования РФ, субъекта РФ либо муниципального образования у кредиторов;
2) выдача государственных или муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов).
В рамках п. 2, 3, 4 комментируемой статьи БК РФ проводится разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в части привлечения государственных внутренних заимствований. Так, при реализации указанных полномочий от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ либо назначенный им федеральный орган исполнительной власти, от имени субъектов РФ - уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с нормативными актами субъектов РФ), от имени муниципального образования - уполномоченные органы местного самоуправления (в соответствии с уставом муниципального образования).
Так же, как и средства, полученные в порядке привлечения внешних заимствований, поступления от внутренних заимствований имеют целевое предназначение. Законодатель в п. 1 комментируемой статьи БК РФ определил следующие два направления расходования средств государственных и муниципальных внутренних заимствований:
1) покрытие дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ либо муниципального бюджета;
2) финансирование расходов, связанных с погашением государственного и муниципального долга.
Расходование средств, полученных от привлечения государственных и муниципальных внутренних заимствований, с нарушением их целевого назначения влечет наложение санкций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: