Культура Японии раннего средневековья (до X в.)

Сочетание японского субстрата и китайского влияния ярче всего проявилось, конечно же, в культуре.

Становление бюрократического государства требовало создания официальной версии японской истории. Этой задаче отвечали "Кодзики" ("Хроника древних событий", 712 г.) и "Нихон сёки" (Анналы Японии", 720 г.). В этих сочинениях сосуществуют китайские и японские национальные элементы. "Кодзики" - сборник повествовательно-биографических мифов о божественном происхождении императорской династии, причем акцент делается на обоснование традиционных принципов управления. "Нихон сёки" копируют китайские официальные истории, мифологические сюжеты есть только в самом начале. В том и другом сочинении виден отход от механического коппирования китайских образцов, поскольку в Китае упор делался на добродетель, а в Японии - на божественное происхождение императорских династий.

Существовал огромный разрыв между культурой простого народа и культурой господствующего класса, воспринявшего все достижения китайской цивилизации. Из Китая заимствована иероглифическая письменность (ею в повседневной практике пользовалась аристокартия), активно распространявшаяся буддийская скульптура создавалась в китайском стиле.

Огромное значение для развития Японии имела система религиозных доктрин. Главенствующее место в системе занимала истинно японская религия синто. Она возникла и развивалась в Японии вне китайского влияния. Японец обычно не стремится вникать в суть и происхождение синто, для него это и история, и традиция, и сама жизнь. Синто напоминает древнюю мифологию. Практическая же цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа: согласно синто, считается, что микадо (император) - потомок духов неба, а каждый японец - потомок духов ворого разряда - ками. Для японца ками означает божество предков, героев, духов и т.п. Мир японца населен мириадами ками. Набожный японец считал, что после смерти он станет одним из ками. Синтоизм учит главным образом культу предков и поклонению природе. По синтоистским представлениям, японец обладает инстинктивным пониманием добра и зла, поэтому соблюдение обязанностей в обществе тоже инстинктивно. Император микадо в сознании японца благодаря своему божественному происхождению состоит в родстве со всем народом, он - глава нации-семьи. Даже сёгуны, господствовавшие в Японии на протяжении столетий, называли себя представителями микадо. Идея микадо, освященная синтоизмом, не исчезла из сознания японцев и сегодня, хотя ее регулирующая сила и ослабела. Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Этот взгляд базируется на 5 концепциях:

1. Все сущее является результатом саморазвития мира: мир появился сам по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бытия исходит не от верховного божества, как у христиан или мусульман, а от самого мира.

2. Вторая концепция подчеркивает силу жизни. Согласно мифологии, первое сексуальное сближение произошло между богами. И потому секс и моральная вина никогда не связуются в сознании японцев. Согласно данному приниципу, все, что естественно, должно уважаться. Не уважается только "не чистое", но всякое "не чистое" может быть очищено. Именно на это направлены ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклонности к приспособлению, адаптпции. Благодаря этому японцы оказались способными принять почти любую новацию, модернизацию после того, как она очищена, скорректирована, согласована с японской традицией.

3. Третья концепция утверждает единство природы и истории. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на живое и неживое: для приверженца синто все живое - и животные, и растения, и вещи; во всем природном и в самом человеке живет божество ками. Некоторые считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них, или в конечном счете люди сами могут стать ками. Согласно синто, мир ками - это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому не надо искать спасения в потустороннем мире, спасение придет путем слияния с ками в повседневной жизни.

4. Четвертая концепция связана с многобожием. Синто возник из местных культов природы, поклонения местным, родовым и племенным божествам.

5. Пятая концепция связана с национально-психологической основой. Согласно этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только японцев. В связи с этим у японцев с рождения укореняется представление, что они принадлежат синто. Отсюда вытекают два важнейших фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками связаны только с японской нацией; во-вторых, синтоистская точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками и исповедует синто: такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость. Вместе с тем синто не удерживает самих японцев параллельно с синтоизмом исповедовать любую другую религию.

В древности культовое действие синто заключалось в поклонении божеству конкретного храма, которое, в сущности, не имело отношения к другим храмам. Ритуалы синтоистских храмов состояли в услаждении местного божества. Эта простота церемонии, требующая от людей лишь приношений и простейших ритуальных действий, явилась важнейшей причиной стойкости синто на протяжении столетий.

Несмотря на отсутствие единства в почитании божеств, устройство синтоистских храмов тем не менее единообразно. Основу каждого храма составляет хондэн (святилище), в котором хранится синтай (святыня, божество). К хондэну примыкает зал для молящихся. Изображений богов в храмах нет, однако некоторые храмы украшены изображениями львов, лис, обезьян или других животных. Эти животные рассматриваются в качестве посланников соответствующих божеств и говорят о связи синто с многочисленными специфическими народными верованиями.

Важной для Японии религией был и буддизм, заимствованный в VI в. и отражавший принципы централизованного иерархического строя. Буддизм быстро распространялся в верхушке японского общества и в VIII в. стал государственной религией. Именно в VIII в. из Китая было заимствовано 6 буддистских сект. Во всех провинциях строились официальные храмы и монастыри, они получали от правительства земли и зависимых людей.

Если не вдаваться в особенности буддийского канона вообще, что будет рассматриваться на семинаре, то следует отметить специфику японского буддизма: японский буддизм сосредотачивал внимание на внутренних проблемах человека, рекомендовал национальный подход к переживаниям действительности. В отличие от классического буддизма, проповедующего отказ от желаний, японский пропагандирует разумное к ним отношение. По канонам японского буддизма только нереальные желания являются причиной тревог и беспокойства. "Просветление" не связано с отказом от прелестей жизни. Т.о. буддизм для японского этноса стал жизнеутверждающей религией.

В начале IX в. появляются новые буддистские секты. Они ставили своей целью защиту государства, но не имели прямой связи с государственными органами, их центральные монастыри строились не в столице, а в горах. Эти новые секты способствовали распространению буддийской культуры на периферию, сращиванию буддизма с общинными синтоистскими культами.

В IX в. заимствования китайской культуры становится не поверхностным, как было раньше, а сознательным. Это приводит к популярности китайской литературы, буддизма и конфуцианского реализма в ущерб национальной японской литературе и синтоизму. Именно на китайский манер были написаны 5 династийных историй. Но если в Китае официальные истории составлялись по династиям, то в Японии историки вынуждены были выбирать правление одного императора или группы произвольно выбранных императоров. Следует отметить, что в Китае официальный историк являлся частью бюрократической машины государства, обладая властью и претворяя в жизнь определенные принципы, связанные с управлением; в Японии же он никогда не занимал такого положения.

Китайская литература продолжала господствовать до сер. IX в., когда были изобретены японские национальные азбуки, которые дали возможность дальнейшего развития национальной литературы.

В целом созданное в результате реформ Тайка государственное устройство с ходом времени, отойдя от классического китайского образца, стало более приспособленным к японским условиям. И одновременно модернизация китайских институтов и разложение общинных и родовых отношений привели к исчезновению первоначальной двойной структуры, общество стало управляться на основе унифицированных принципов.

Период X-XIII вв. характеризовался постепенным усилением военного сословия. К XII в. установилась особая военная власть, хотя до этого времени военные вожди оставались в подчиненном положении у столичной чиновной аристократии, но привлекались ею на службу.

Первые самурайские дружины еще не имели условий для самостоятельного существования, они вступали в отношения зависимости к столичным феодалам, чиновникам провинциальных управлений.

С X в. формируется иерархическая лестница гражданских и военных феодальных собственников. Верхние ступени ее занимали члены императорской фамилии, высшая придворная знать, крупные монастыри и военные дома. За ними шла средняя военная знать, местные (или деревенские феодалы). Особенностью иерархического феодального землевладения было 1) то, что гражданские и военные феодальные вассалы получали в качестве ленов не участки земли, а право на часть доходов за выполнение каких-либо обязанностей. Эта ситуация изменилась только в XV в., когда провинциальные феодалы приобрели всеохватывающий контроль над землями, а столичные гражданские феодалы полностью лишились власти.

2) особенность заключалась в том, что в рассматриваемы период существовали иерархические отношения собственности, но часто без обязательств военной службы, а лишь на условиях определенных налоговых обязательств.

--

В середине XI в. произошло усиление автократического правления императорской фамилии. Интересной особенностью этого периода был рост влияния в светских делах экс-императоров, принимавших монашество. Видимо, они были более свободны в своих действиях, чем окруженные различными табу императоры; например, они формировали свои военные дружины. Их социальной опорой стали средне- и низкоранговая столичная знать, недовольная монополией Фудзивара на высшие государственные должности, выступающие против бесконтрольного роста сёэн провинциальные губернаторы. Об усилении императорской власти говорит от факт, что эти годы характеризовались сбором в пользу императорского двора временных унифицированных налогов с государственых и частных земель для ремонта и строительства императорских дворцов и храмов, введение единых мер веса и цен (1072).

Император Госандзё в 1069 г. издал указ и ликвидации всех сёэн, возникших после 1045 г. В отличие от предыдущих подобных указов этот сопровождался реальными мерами, т. е. есть сведения о конфискации сёэнов у храмов и частных владельцев. Многие императоры этого времени держались только на лавировании между отдельными враждующими родами.

Весьма интересную политику проводил ставший в 1129 г. экс-императором-монахом Тоба. Он отказался от политики предшественников: отказался от борьбы с фудзивара, но самое интересное6 он стал признавать новые сёэн. Причиной последнего стало стремление сосредоточить как можно больше сёэн в своих руках, что ему и удалось. Экс-император стал крупнейшим землевладельцем, контролируя 500-600 сёэн (дом Фудзивара их имел ок.400).

Однако такая политика принесла выгоды не только императору, но и привела к бурному росту частных вотчин - именно в это время они составили половину обрабатываемых площадей. Это укрепило независимую экономическую базу феодальных домов и открыло путь к дальнейшей децентрализации власти. Кстати, со второй половины XI-XII вв. основной социальной единицей господствующего класса стал "дом" - в котором главную роль стали играть не кровные связи, а брачные и имущественные. Дома базировались на частной собственности, на землю, и имущество, их наследовали по мужской линии, услилась роль распоряжающегося имуществом главы семьи. Однако в семьях местных феодалов и крестьян наследование по мужской линии еще не укрепилось.

После смерти Тобы начались смуты и борьба за власть между домами Тайра, Фудзивара и Минамото. В 1278-79 гг. Тайра вышли временными победителями в этой войне и не меняя государственной структуры, попытались монополизировать все государственные посты в стране, а также сделали попытку издания различных регламентирующих жизнь законов. Это восстановило против Тайра всю аристократию и война против них началсь в 1180 г. под руководством Минамото Ёритомо. В 1185 г. это война завершилась победой Минамото. В ходе войны на востоке страны в селении Камакура, впоследствии выросшем в город, было создано военное правитльство бакуфу, состоявшее из:

- самурайского ведомства (1180)

- административного ведомтства (1184)

- судебного ведомства (1184)

Дом Минамото пошел значительно дальше по пути создания самостоятельной по отношению ко двору публичной власти. В качестве столицы был избран город Камакура. Минамото Ёритомо принял особый титул сёгун (1192), т.е. военный предводитель, создал собственный аппарат управления и контроля: назначал администраторов в вотчины сёэн и государственные земли, назначал также военных губернаторов в провинции. Ёритомо был талантливым политиком, блестящим полководцем, он впервые смог объединить под своим знаменем разрозненные дружины самурайских кланов. Усмирив одних, подкупив других, он самовластно назначал и снимал государственных чиновников, раздавал ленные владения, выплачивал содержание дружинникам в рисовых пайках и даже контролировал заключение брачных союзов. Т.о. он проводил автократическую политику. Первых сёгунов окружали низкоранговые аристократы из Киото, а самураи с востока к власти допущены не были.

Власть военного правительства бакуфу ограничивалась только военно-полицейскими функциями, не охватывала всей территории, в стране существовало большое количество мелких и средних феодалов, вотчинников, которые не являлись вассалами сёгуна или объединившихся вокруг него феодалов.

Хотя императорский двор признал существование бакуфу, в первые годы существование часто возникали мятежи могущественных вассалов, нередки были случаи, когда под давлением императорского двора военное правительство отзывало администраторов, превышавших свои полномочия. В XIII в. военное правительство постепенно стало выходить за рамки своих военно-полицейских функций: начало составлять земельные реестры, собирать собственные налоги.

После смерти первого сёгуна Минамото Ёритомо и его двух преемников власть захватил дом его родственников Ходзё, которые стали править с титулом сиккэн (правитель). При сёгунах-сиккэнах формально сохранялась и власть императоров. При сиккэнах хотя и были противоречия с местными феодалами, диктатура правителя уже была не столь ярко выражена: появилось подобие совещательного органа из высших вассалов.

Военная власть не ликвидировала императорский двор и киотское правительство потому, что имела ту же экономичскую базу в виде сёэн, без авторитета императорской власти не могла управлять всей страной. Военная власть значительно укрепилась после попытки императорского двора ликвилировть ее в 1221 г., когда 200-тысячная армия под руководством сиккэна Ходзё Ёситоки разгромила верные двору отряды. Были конфискованы принадлежавшие сторонникам двора ок. 3000 сёэн (цифра явно преувеличена историкамии того времени) и туда назначены администраторы.

Важным этапом становления военно-феодальной власти явилось введение в 1232 г. юридического кодекса, который постепенно приобрел характер национального законодательства, что, в свою очередь, укрепило позиции сиккэна и его личную власть.

Японцы стали одним из немногих народов Востока, которым в правление сиккэна Ходзё Токимунэ удалось избежать порабощения монголами. Хубилай, утвердившийся в Китае и Корее, после отказа Японии уплачивать дань, в 1274 г. отправил на острова монголо-корейский флот численностью 37 тыс. человек. Флот успел высадить часть войск на о.Кюсю, но тайфун ("камикадзе" - божественный ветер) нанес ему большие потери и остатки флота ушли в Корею. В 1275 г. японцы планировали высадку своих войск в Корее, но план не осуществился. В 1281 г. гораздо боле мощный флот, всего 140 тыс человек, подошел к японским островам, но в результате сопротивления японских войск в течение 49 дней не мог высадиться на японской территории, после чего шторм уничтожил его, а успевшие высадиться монгольские войска были истреблены или взяты в плен. Третьей попытке помешало сопротивление народов Кореи, Южного Китая и Вьетнама. Следует отметить, что метод ведения боя монгольскими войсками вызвал шок у японцев. Их поразило полное отсутствие уважения к противнику и отсутствие даже элементов воинского церемониала. Монголы набрасывались на японцев скопом и стремились уничтожить его, предварительно не раскланявшись.

Для военного правительства последствия отражения этой угрозы были неоднозначными. Оно усилило свою власть, получив от императорского двора право мобилизации людей, не являющихся вассалами бакуфу. Также оно получило право реквизиции продовольствия из полностью иммунных владений. Многие представители рода сиккэнов Ходзё получили должности военных губернаторов и вотчинных администраторов в западных провинциях, где влияние бакуфу было еще недостаточным. Одновременно необходимость борьбы с иностранным вторжением ухудшила положение крестьянства, на которое легли огромные расходы на оборону. Были подорваны и финансы бакуфу. Намного тяжелее стало финансовое положение самурайского дворянства. Много лет на Кюсю осуществлялась охранная служба, строились оборонительные сооружения. Вассалы бакуфу продавали и закладывали землю ростовщикам. С целью борьбы с этим явлением, подрывавшим экономическую и социальную базу бакуфу, последнее с 1279 г. запретило самураям продажу земли, а когда эта мера не помогла, в 1297 г. издало указ о признании всех сделок самурайства по продаже и закладу земли недействительными. Указ эффекта не имел и в следующем году был отменен. Трудности самурайства и крестьянства свидетельствовали о том, что наступил кризис старых форм организации производства и общества.

Многие слои испытывали недовольство режимом Ходзё:

-императорский двор, стремившийся вернуть власть,

-мелкие феодвлы юго-западной и центральной части страны, торговую деятельность которых ограничивала система вотчин сёэн,

-крупные феодальные семьи, оттесненные домом Ходзё от реального управления страной и мечтавшие сами стать феодальными правителями

-крестьянство, находившееся под тяжелым налоговым прессом.

Символом единения в борьбе с сёгунатом стал император Годайго.

В 1333 г. сёгунат был свергнут. На короткий срок установилась императорская власть. Император Годайго страмился управлять страной единолично, отменил институты бакуфу, экс-императоров-монахов, регентов. Однако он смог ликвидировать противоречия между аристократами и воинами, ущемлял интересы последних, потребовав подтверждения всех земельных владений только императорскими указами. Это вызвало ответное недовольство и через два года, в 1335 г., один из крупнейших феодалов, Асикага Такаудзи, поднял мятеж, который привел к образованию второго сёгуната - Асикага или Муромати, по названию квартала в Киото, где располагалось военное правительство. Он просуществовал свыше двух с половиной столетий - с 1336 по 1573 г. С переходов власти в руки Асикага начались междоусобные войны, продолжавшиеся почти до конца столетия. Император Годайго бежал в горы, основав свой Южный двор, а Асикага посадил на трон в Киото императора Комё, который возглавил Северный двор. Двоецарствие существовало до 1392 г., когда обе династии объединились и столицей вновь стал Киото. Гражданская война продолжалась долго, т.к. боролись не только два лагеря феодалов, но и шла борьба за перераспределение земель в масштабах всей страны.

При сёгунате Асикага хотя и существовал центральный государственный аппарат, но правительство находилось чаще всего под контролем могущественных феодалов - Сиба, Хосокава, Хатакэяма и др. За время существования сёгуната Асикага происходят большие изменения в характере власти. Вторая половина XIV в. характеризовалась слабой центральной властью сёгуната, менее устойчивой по сравнению с сёгунатом Минамото-Ходзё. Полное ослабление органов императорского правления ликвидировало диархию, когда административно-распорядительную власть делили между собой императорский двор и сёгунат. В XIV в. военные губернаторы (сюго) полностью захватили функции гражданских губернаторов, устанавливали прямые вассальные связи с деревенскими феодалами. Сёгуны Асикага могли контролировать самурайство лишь с помощью вооруженной силы, перемещая сюго из одной провинции в другую, препятствуя созданию ими устойчивой базы.

К началу XV в. сёгунам удалось укрепить позиции центральной власти, разгромив или ослабив наиболее сильных феодалов, занимавших посты военных губернаторов. В начале XV в. третий сёгун династии Асикага - Ёсимицу - и его наследники были уже близки к положению полновластных хозяев страны. Они стремились не допустить самостоятельности сюго. В большинстве областей, которые военные губернаторы получали под свое управление, они, как правило, имели мало земель в совем личном владении и их вассальные связи с местными самураями были слабы. Поэтому для осуществления контроля над этими провинциями сюго вынуждены были опираться на власть сёгуна. Сёгуны препятствовали усилению контроля губернаторов над провинциями, устанавливая, минуя сюго, прямык вассальные связи с местными мелкими и средними феодалами. Кроме того, в первой половине XV в. сюго западной и центральной части страны были обязаны проживать в Киото, а сюго восточной - в Камакура. В отстутствие губернаторов их дела в провинции вели заместители. Однако контроль сёгунов над крупными феодалами был недолгим.

В сер.XV в. вновь устанавливается борьба между феодалами, приведшая к ослаблению власти сёгуната, об этом, в частности, говорит факт убийства сёгуна Асикага Ёсинори в 1441 г. одним из феодалов, начинается междоусобная война 1467-1477 гг. После этой войны сёгунат потерял свое влияние, хотя и просуществовал еще около 100 лет. Наступил период полной феодальной раздробленности. Т.о., можно сказать, что войны спровоцировали политический и социальный кризис.

В 1485 г. местные феодалы и крестьянская верхушка изгнали из провинции Ямасиро войска сражавшихся между собой двух ветвей дома Хатакэяма и на восемь лет установили свой контроль. Резко возросло количество восстаний, проходивших под религиозными лозунгами. Наиболее популярным среди крестьян стало учение буддийской секты "Учение об одном" или "Икко икки". Сторонники этой секты считали, что для спасения души достаточно одно: многократно повторять "благославен Амида-будда". При этом не обязательно было отрекаться от мирских благ, что делало учение чрезвычайно популярным среди крестьянства. Подняв восстание в 1487 г., с 1488 г. адепты секты Икко целое столетие управляли провинцией Кага.

В целом же ситуация к сер. XVI в. было такова, что в Японии не было реально действующего правительства - ни сёгунского, ни императорского. В этих условиях встал вопрос об объединении страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: