Подруливающие устройства предназначены для повышения манёвренности судна при движении судна с малой скоростью, например, при проходе каналов и узкостей, а также при подходе к причалу или отходе от него.
Эти устройства позволяют судну двигаться бортом (лагом), разворачиваться на месте, менять курс на малых ходах и значительно уменьшать радиус разворота судна.
Подруливающие устройства представляют собой цилиндрическую трубу (туннель), расположенную в плоскости миделя (т.е. в поперечной плоскости корпуса судна) и свободно сообщающуюся с водой.
Внутри трубы находится винт с приводным электродвигателем. При работе электродвигателя винт создаёт поперечную силу (упор), направленную перпендикулярно корпусу судна.
Подруливающие устройства обычно устанавливают в носовой части судна, при их работе нос судна уходит вправо или влево относительно курса. На крупных судах могут быть несколько подруливающих устройств, расположенных в носовой, средней и кормовой частях судна.
Эти устройства используют винты двух видов:
|
|
1. с фиксированным шагом (ВФШ);
2. с регулируемым шагом (ВРШ).
Угол поворота лопастей ВФШ не изменяется.
Угол поворота лопастей ВРШ можно изменять, что приводит к изменению тяги. При этом скорость электродвигателя винта не изменяется, что значительно упрощает схему управления ВРШ.
Для управления ПУ применяют электрические, электрогидравлические и реже пневматические системы управления.
Рис. 10.33. Подруливающее устройство с винтом регулируемого шага: