О концепции психотерапевтического консультанта как ученого-практика говорилось в главе 1. Исходной посылкой в этой концепции служит то, что консультант может одновременно выступать в роли субъекта и объекта, то есть он может быть объективным, а потому и критичным наблюдателем происходящего и в то же время оказаться субъективным участником процесса консультаций. Содержание научного метода, используемого консультантом в такой концепции, — это наблюдение, умозаключения, проверка. Терапевтическая практика связана с применением принципов, дедуктивным путем выводимых из обобщений или теорий, разработанных с помощью научного метода. Основой научной практики в психотерапии и консультирования является, таким образом, теория. Под теорией консультирования мы подразумеваем конструкцию из гипотез и обобщений, основанных на опыте консультирования и экспериментальных исследованиях.
Когда речь идет о консультанте как ученом, следует различать два связанных между собой смысла этого слова. Первый из них подразумевает общенаучный подход, которого придерживается консультант и благодаря которому он может проверять свои рабочие гипотезы и совершенствовать свою профессиональную деятельность. Второй сводится к тому, что консультант как ученый применяет в своей работе научный (имеется в виду «строго экспериментальный». — Прим. перев.) метод. В типичном случае предполагается, что он, согласно установившимся принципам научной практики, отслеживает внешние переменные и варьирует переменные экспериментальные. Такая возможность в ситуациях консультирования возникает редко, если только не были специально созданы лабораторные условия для экспериментальной проверки определенных гипотез о процессе консультирования. Поэтому научный подход к консультированию в последнем рассмотренном нами смысле остается, скорее, идеалом.
|
|
Хотя психотерапевт или консультант интересуется применением научного подхода и научной методологии для совершенствования своей профессиональной практики, он интересуется также наукой о поведении ради самой науки. Иными словами, он во многих случаях стремится к лучшему пониманию человеческого поведения, независимо от того, пригодятся ли ему эти знания в работе.