Использование советов и предложений

Разумные советы — это стандартное средство, к которому при-бегаютлюди неискушенные. Тем не менее, бывают случаи, когда советы — в форме предполагаемого альтернативного образа дей­ствий — действительно могут быть даны клиенту для того, чтобы

он им последовал. Здесь нужно подчеркнуть уточняющее слово «предполагаемого», потому что оценка данного образа действий и решение относительно него должны остаться привилегией клиен­та. Примерами могут послужить те ситуации, когда родительница пытается понять, в чем ошибочны ее методы воспитания своего маленького ребенка, или же, когда клиент никак не можетопреде-литься с выбором профессии, а консультант подсказывает им до­полнительные варианты решения.

Салливан [295] проводит различие между «рецептами образа действий» (предложениями), которые он одобряет, и прямоли­нейными «советами», которые он осуждает. Он заявляет, что так называемые благие советы обычно представляют собой разъяс­нения самоочевидного и для большинства клиентов оскорби­тельны, а советы, основанные на неполных или неточных све­дениях, зачастую просто опасны.

Высказывание предложений и мнений будет особенно уме­стным, когда заранее известно, что контакт с клиентом пред­стоит короткий, и когда необходимо быстро принять такие жиз­ненные решения, которые подразумевают сравнительно легкие возможные последствия. Консультант осознает, что это поверх­ностный, интеллектуализированный подход, который, как пра­вило, не затрагивает базовых установок. При умеренном и ос­торожном его применении в случае нормальных людей, столк­нувшихся с ситуационными проблемами, и в случае не слишком важных решений риск будет невелик. Нормальные люди обыч­но способны оценивать предложения и отказываться от них в случае их несостоятельности.

Торн [303] предлагает прибегать к убеждающим советам в кризисных ситуациях, когда необходимо обеспечить совмест­ные действия нескольких людей, чтобы подготовить клиента к серьезным адаптационным изменениям и избежать эмоциональ­ной травмы для него. Примерами являются такие ситуации, когда происходит реорганизация структуры семьи в результате госпитализации, развода, лишения свободы, потери работы или финансового кризиса. Например, изменение учебной програм­мы клиента в школьной обстановке обычно требует согласован­ных усилий нескольких людей, что достигается благодаря убеж­дающим рекомендациям.

В области краткосрочного консультирования время от вре­мени проводятся эксперименты. В таких исследованиях зачастую задействованы методы убеждающего предоставления инфор­мации. Один из примеров приводится у Херцберга [143], который средствами убеждения и апелляцией к рассудку старался изме­нять поведение, влияя на сдерживающие силы личности. Необ­ходимо еще много исследований в области обоснования и мето­дологии средств убеждения, выдвижения предложений и советов, прежде чем подобные методы можно будет безоговорочно признать эффективными — в случае краткосрочного консультирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: