Хотя участники зачастую прибегают к тем или иным перечисленным выше методам, для поведения участников можно указать ряд специфических особенностей.
Участие и громкость. Коэффициент участия каждого члена группы можно определить, просто отмечая высказывания членов группы. Если участник говорит дольше среднего времени, отметку можно подчеркнуть. Если его голос был особенно громким, отметку можно выделить жирным шрифтом, чтобы ука-I зать на силу реакции.
Виды апелляции. В любом обсуждении можно определить, к чему апеллирует выступающий участник, и как он влияет на группу. Иногда это влияние может быть совершенно явным, а иногда более тонким. Вот некоторые примеры.
Апелляция к логике и рассудку: «Представляется, что разумней...».
Апелляция к интересу: «Интересно было бы...».
Апелляция к благоразумию: «Хватит дурачиться».
Апелляция к этикету и хорошему вкусу: «Ну, не при дамах».
Апелляция к удовольствию: «Как здорово было бы...».
Апелляция к потребностям, таким как зависимость: «Нам бы надо...».
|
|
Косвенное влияние. Многие виды влияния участников на группу оказываются неявными, косвенными, поскольку не связаны прямо с темой или содержанием дискуссии. Некоторые примеры таковы — личные характеристики (другой пол, возраст, рост), характеристики статуса (профессия, положение, участие в общественной жизни, образование, опыт), невербальные «сигнальные» средства (иная громкость голоса, сексуальная привлекательность, волнение и нетерпение, молчание, сменяющееся энергичной деятельностью, пристальный взгляд). В ходе таких наблюдений полезно выделять тех участников, чье поведение отличается от поведения группы в целом, например, тех, кто говорит спокойным тоном, когда все вокруг кричат. Таким образом, хотя можно следить за конкретным человеком, полезно учитывать и всю группу в качестве системы отсчета.
Модель «адресаций». Определенные люди в группе, по-видимому, отличаются способностью чаще других быть объектом «адресации» со стороны остальных ее членов. Иногда члены группы обращаются ко всей группе. Однако в других случаях кто-то из членов группы словно бы притягивает, а то и монополизирует внимание и коммуникационную направленность группы.