1) принцип детерминизма,
2) принцип единства сознания и деятельности,
3) принцип развития.
Принцип детерминизма, предполагающий закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов; психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Человек не рождается с готовым набором качеств, а развивается в результате усвоения им продуктов человеческой культуры и в ходе его общения с другими людьми (Л.С.Выготский). Кроме этого, усвоение культуры осуществляется человеком не пассивно, а в процессе его активного взаимодействия с внешним миром, в процессе его деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
Принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в процессе практической деятельности; не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Причем, сознание в деятельности не только проявляется, но и формируется.
Принцип развития: психическое возникает, существует и меняется в процессе реального развития. Развитие - основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального пути.
|
|
А также принципы активности, взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, психической целостности, интегративности и др.
3. Житейская и научная психология. Основой возникновения психологии как науки явился житейский практический опыт людей. Психологические знания помогли людям лучше познать друг друга, повлиять на отдельные действия и поступки, предупредить нежелательные, учесть индивидуальные особенности.
Эти знания накапливались, передавались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусств. Однако в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказательности и поэтому не могли быть твердой основой для работы с людьми.
Житейские психологические знания существенно отличаются от научных прежде всего тем, что они были основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях.
Научная психология в противовес житейской строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобретении существенную роль играет эксперимент.
Отличия житейской и научной психологии:
1)Житейские знания используются в конкретных ситуациях по отношению к конкретным людям. Научные знания более универсальны, применимы к целому ряду ситуаций.
2)Житейские знания добываются интуитивно, при общении с другими людьми. Научные знания исходят из научных законов.
|
|
3)Житейские знания передаются от поколения к поколению. Научные знания - через систему образования.
4)Житейские знания мы приобретаем только наблюдением, научные знания добываем и с помощью эксперимента.
5)Житейская психология существует на уровне житейского сознания и базируется в рамках определенной социальной группы. Научная психология накапливает свой материал в книгах.
4. Задачи и отрасли современной психологии. Основными задачами современной научной психологии являются:
1)Изучить общие закономерности развития психики в онтогенезе.
2)Дать общую характеристику деятельности и личности на каждом возрастном этапе.
3)Выявить психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания.
4)Установить психологические причины отклонений в психическом развитии отдельных людей и разработать методы диагностики и коррекции.